17:24 Положение бойкота в Исламе | |
Серия:
«ад-да’уату-ссаляфия» часть 5 - Первое
издание С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! ВступлениеХвала
Аллаху, которого мы восхваляем и к которому взываем о помощи и
прощении. Мы ищем
защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого поведет Аллах по
прямому пути,
того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он сбил, того никто
не
наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного
поклонения, кроме Одного
лишь
Аллаха, у которого нет сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад, раб
Аллаха
и посланник Его.
А
затем:
В
наши дни сильно
распространились призывы к бойкоту (мукъата’а). В этих заявлениях часто
можно
услышать, что все ученые запретили иметь торговые отношения
со странами неверных,
в
частности с Америкой и Израилем, ибо это является частью джихада в наши
дни.
Можно даже услышать, что иметь торговые отношения с этими странами или
покупать
их продукцию является большим грехом. А
некоторые заявляют,
что вести финансовые отношения
с неверными противоречит принципу “дружбы и непричастности в Исламе”
(аль-уаля
уаль-бара).
Истину сказал имам
аль-Барбахари[1]:
“Чьи бы слова ты не
услышал из числа своих современников, не спеши и не опирайся на них,
пока ты не
спросишь и не узнаешь, говорил ли подобное кто-либо из числа
сподвижников
пророка (мир ему и
благословение Аллаха) или
ученых!”См.
“Шарху-Ссунна” 27.
Чтобы узнать о положении
бойкота[2]
и
торговых отношений с неверными, необходимо вернуться к Корану и Сунне,
как это
велит Аллах, а не погружаться в противоречивые споры, не опирающиеся ни
на что.
Всевышний Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то
обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и
Последний
день. Так будет лучше и прекраснее по
исходу»(ан-Ниса 4:
59).
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если бы
в Книге Аллаха и в Сунне
Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) не было бы разъяснения
любого
разногласия, то Аллах не повелел бы обратиться при разногласиях к
Корану и Сунне!”См.
“И’лямуль-муакъи’ин”
1/49. О дозволенности торговых
отношений с неверными[3] Торговля
в своей основе является дозволенной, как сказал Всевышний Аллах:
«И Аллах дозволил торговлю и запретил
ростовщичество
(ар-риба)»(аль-Бакъара
2:
275). Сунна
полна сообщений о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) и
его сподвижники
имели торговые и финансовые отношения с неверными.
‘Абдур-Рахман ибн Абу Бакр рассказывал:
“Однажды,
когда мы находились с пророком
(мир ему и благословение
Аллаха), один многобожник
гнал овец, и пророк (мир ему и
благословение Аллаха)
спросил его: «Это для продажи или
подарок?» Он ответил: “Нет, для
продажи”, и пророк (мир ему и благословение
Аллаха) купил у него
овцу”.[4]аль-Бухари
2216. Имам
аль-Бухари привел этот хадис в своем «Сахихе», и назвал главу следующим
образом: “О торговле с многобожниками и воюющей
стороной”.См.
“Сахих аль-Бухари”
2/772. ‘Аиша
рассказывала: “Пророк
(мир ему и благословение
Аллаха)
однажды взял у иудея еду в долг”.
аль-Бухари
2068, Муслим
1603. Ибн
‘Аббас рассказывал: “Скончался посланник Аллаха
(мир ему и
благословение Аллаха), а
его кольчуга была
заложена у иудея за тридцать са’[5]
зерна,
которое он взял для своей семьи”.
Ахмад
5/137, ад-Дарими 2582. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили
достоверность.
Имам
Ахмад сказал: “Если мусульмане вышли в море и им
повстречались торговцы из
числа многобожников с вражеской страны, которые направляются в земли
мусульман,
то они не должны им препятствовать и сражаться с ними. И с каждым, кто
бы не
вступил на земли мусульман с вражеской территории для торговли, можно
вести
торговлю”. Тоже самое говорили имам аль-Ауза’и и аш-Шафи’и.
См.
“аль-Мугъни”
8/245. Шейхуль-Ислам
Ибн Таймия сказал: “Если человек поедет в страну, с которой у
мусульман
война, чтобы купить у них что-либо, то это дозволено, как на это
указывает
хадис о торговле Абу Бакра в Шаме, при жизни посланника Аллаха
(мир ему и благословение
Аллаха), которая в то
время была воюющей
страной”.См.
“аль-Икътида” 2/15.
Мы
видим со слов имама Ахмада и Ибн Таймии, что нет ничего порицаемого в
торговых
отношениях, как с неверными воюющей страны, которые въехали в земли
мусульман
для торговли, так и в совершении поездки с целью торговли в страну,
воюющую с
мусульманами.
Когда
шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили о дозволенности торговых отношений с
татаро-монголами,
которые в то время сражались с мусульманами, он ответил: “Что
касается
торговых отношений с ними, то дозволено с ними то, что дозволено и с
подобными
им, и запрещено с ними то, что запрещено с подобными им. Дозволено же
продавать
им еду, одежду и тому подобное, из того, что продается другим, а что
касается
продажи им или кому-либо другому лошадей или оружия, которые они могут
использовать в запретном сражении, то это запрещено, ибо Всевышний
Аллах
говорит:«Помогайте друг другу в благочестии и
богобоязненности, и не
помогайте друг другу в грехе и
вражде»”
(аль-Маида 5: 2). См.
“Маджму’уль-фатауа”
29/275.
Шейха
Ибн База спросили: «Если продавец шиит-рафидит, следует ли призывать
людей,
чтобы они ничего не покупали у него?» Шейх
ответил: “Покупать дозволено даже у неверных, и пророк
(мир ему и
благословение Аллаха)
покупал у иудеев, и заложил свою
кольчугу иудею за еду для своей семьи. Однако вам следует разъяснять
людям
заблудшие убеждения рафидитов, чтобы они не брали их себе в друзья. А
что касается
покупки у них чего-либо, то это дело
простое”.
Его
спросили: «Но ведь будет лучше не покупать у них?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Важным
является
предостережение от любви к ним и разъяснение их порочных убеждений и
деяний,
ибо они ругают и порочат сподвижников пророка
(мир ему и благословение
Аллаха) и обращаются с
мольбами к ‘Али, что является одним из
проявлений величайшего
многобожия”.[6]Сл.
“Шарху усули-Сунна”.
Спросили
шейха Ибн ‘Усаймина: «Шейх, есть напиток, называется “Кола” говорят,
она
производится иудейской компанией. Каково постановление употребления
этого напитка
и его продажи?»
Он
ответил: “А разве тебе неизвестно, что пророк
(мир ему и благословение
Аллаха) купил еду у иудея
для своей семьи, и умер,
заложив свою кольчугу у него?! И разве тебе неизвестно, что посланник
Аллаха (мир ему и
благословение
Аллаха) принял подарок от
одного иудея?! Вещи, которые имеют
большую значимость и остальные полезные мелочи производятся
иудеями”.
См.
“Бабуль-мафтух” 95.
Ни
один имам не говорил о том, что бытовые взаимоотношения с неверными
противоречат
принципу “дружбы и не причастности в Исламе”, и это не имеет никакого
отношения
к любви и почитанию неверных (мууалятуль-куффар).
См.
“аль-Уаля уаль-бара филь-Ислам” 292.
Никакой ученый, будь
он даже
самым знающим на земле, не имеет права запретить то, что дозволили
Аллах и Его
пророк (мир ему и благословение Аллаха). И слова ученого не являются
доказательством на то или иное деяние, ибо доказательством в Исламе
являются лишь
Коран и Сунна, в понимании саляфов (праведных предшественников). Истину
сказал
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия:
“Поистине,
слова ученых
подкрепляются
шариатским доказательством, однако шариатское доказательство не
подкрепляется
их словами!” См.
“Маджму’уль-фатауа” 26/202.
Если
такое сказано об ученых, то что можно сказать о заявлениях тех, кто не
является
даже студентом (талибуль-‘ильм)?!
Что запрещено в торговле с
неверными
Всевышний Аллах сказал:
«Помогайте друг другу в благочестии и
богобоязненности, и не
помогайте друг другу в грехе и
вражде»(аль-Маида
5:
2). Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Дозволено
вести любые дела с неверными, кроме тех, на что есть
запрет”. См. “Фатхуль-Бари”
9/80. В
торговых делах с
неверными запрещено все то, что запрещено и с мусульманами:
ростовщические
операции, обвешивание, торговля и покупка запретных в своей основе
вещей и т.п.[7]
Но также, в торговле с
неверными запрещены еще две вещи: торговые сделки и продажа им того,
что
поможет в их религии и празднествах, а также продажа того, что они
могут использовать
в войне против мусульман.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в
сказал: “Мусульманам недозволенно продавать неверным в дни их
праздников
что-либо, что они будут
использовать именно для этого, будь это еда, одежда, благовония и т.д.
Это
является одним из видов помощи им в проведении их празднеств. Это
исходит из
правила о недозволенности продажи неверным винограда для изготовления
вина”.[8]См.
“аль-Икътида”
229. Спросили
шейха Ибн аль-Къасима об одном христианине, который завещал продать
некоторое
свое имущество и потратить это на благо церкви: “Дозволено ли
мусульманину покупать
что-либо из этого имущества?” Он ответил: “Нет,
это недозволенно,
поскольку в этом есть возвеличивание их обрядов и религии!”
Также его
спросили о дозволенности покупки земли, которая принадлежала церкви,
часть
которой продается, чтобы отремонтировать ее, и он ответил:
“Мусульманам
недозволенно покупать ее, чтобы не принимать участия в возвеличивании
церкви”.См. “Би уасыта аль-Икътида”
2/19.
Имам
Ибн Батталь говорил: “Иметь финансовые отношения с
многобожниками
дозволенно, кроме продажи им того, что они могут применить в войне
против мусульман”.См.
“Фатхуль-Бари” 4/410.
Имам
ан-Науауи сказал: “Единогласны ученые (аль-иджма’) в запрете
на продажу
оружия тем, кто воюет с мусульманами”.
См. «аль-Маджму’»
9/432. Когда бойкот становится
обязательным
Бойкот в Исламе может
стать
обязательным
только в том случае, если правитель мусульман для пользы Ислама и
мусульман
запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной. На
необходимость
повиновения правителю мусульман, при принятии такого решения указывают
Коран и
Сунна. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые
уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим
властью
среди вас»(ан-Ниса 4:
59). От
Хузайфы сообщается, что посланник Аллаха (мир
ему и
благословение Аллаха) сказал:
«Слушайся и повинуйся правителю,
даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое
имущество!»[9]Муслим
1847. Также
пророк(мир ему и
благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин
обязан слушать и повиноваться
правителю в том, что ему нравится и в том, что не нравится, если только
не будет
велено ему совершить что-нибудь греховное, а если велят ему совершить
грех, то
не следует ни слушать, ни повиноваться в
этом».аль-Бухари
7144, Муслим
1839. Ученым
“Постоянного
комитета” (аль-Ляджнату-ддаима)
задали следующий вопрос: «Распространился
призыв о прерывании торговых отношений с Американскими компаниями как
«Пицца Хат»
и «Макдоналдс». Отвечать ли нам на этот призыв? Является ли дозволенной
покупка
и торговля с враждующими неверными в их стране? Или же это дозволенно
только с
неверными, находящимися на нашей земле с гарантией безопасности?»
Ответ: “Дозволенно
покупать то, что не запрещено, откуда бы это ни было, если только
правитель
мусульман не запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной
ради пользы
Ислама и мусульман! И основа в купле-продаже то, что это дозволено
(халяль),
как сказал Аллах:
«И Аллах
дозволил
торговлю»(аль-Бакъара
2:
275), и
пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у
иудеев!” См. “Фатауа
аль-ляджнату-ддаима” № 7851.
Также
шейха Салиха аль-Фаузана спросили: «На днях в одной газете
опубликовали статью
с призывом объявления бойкота американским товарам: не покупать и не
продавать
их. Вместе с тем, в тот же день в одной из газет опубликовали,
что
мусульманские ученые призывают к бойкоту, и что это дело является
обязанностью
каждого мусульманина (фардуль-‘айн), и что покупка этих товаров
запрещена, и
тот кто покупает эти товары помогает тем самым американцам и
иудеям в
борьбе против мусульман. Прошу объяснить этот вопрос».
Шейх
ответил: “Во-первых, прошу показать мне эту газету.
Во-вторых, это не
правда, ибо ученые не давали фатуа о запрете покупки и продажи
американских
товаров,[10]
и
их товары поступают и продаются на мусульманских рынках, и то, что ты
не
купишь что-либо из их товара, ни как не вредит Америке.[11]
И
ты не бойкотируешь их, кроме как с повеления правителя мусульман, и
если
правитель издал такой указ для бойкота другой страны, то бойкот
становится
обязательным (уаджиб). А что касается фатауа, которые дают простые
личности относительно
запретности этого, то это является запрещением
того,что
сделал дозволенным Аллах, а это
непозволительно!” Сл.
“Фатауа аль-‘уляма
филь-джихад”. Если часть мусульман заявит
о том, что необходимо прервать торговые отношения с той или иной
страной, а
другая останется несогласной с этим, то это приведет к серьезным
разногласиям в
исламской умме: к порицаниям, обвинениям и недовольству одних другими,
как это
уже наблюдается в наши дни. Проблемы мусульман, а также вопросы пользы
и вреда
недозволенно решать всем подряд! Это обязанность правителей мусульман и
ученых.
См. “аль-Ашбах уа-нназаир”
140. Однако отдельный человек,
например владелец фирмы и т.п. может по своему усмотрению бойкотировать
фирму
или государство, но, не обязывая этим остальных мусульман, и для этого
разрешение правителя не требуется. Доказательством этому служит хадис,
который
передал Абу Хурайра. Он рассказывал, что Сумама, будучи в плену у
мусульман
полюбил пророка (мир ему и благословение Аллаха) и принял Ислам. Когда
же он
приехал в Мекку, кто-то сказал ему: “Так ты стал
вероотступником?!” В
ответ ему Сумама сказал: “Нет, напротив, я покорился вместе с
посланником
Аллаха, мир ему и благословение Аллаха! И я клянусь Аллахом, не
поступит к вам
из Ямамы ни одного пшеничного зернышка без разрешения
пророка!” аль-Бухари 4372, Муслим
1764. А в
другой версии этой
истории сказано: “Покинув Мекку, Сумама запретил своим
подданным продавать
пшеницу мекканцам, в результате чего через некоторое время они стали
голодать и
были вынуждены написать посланнику Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха)
обратившись к нему с просьбой разрешить Сумаме продавать им продукты,
что он
(мир ему и благословение Аллаха) и
сделал”.Ибн Хишам 2/381. См. также
“Задуль-ма’ад”
3/277, Ибн
аль-Къайима. В
этом хадисе также
содержится указание на обязанность повиновения правителю мусульман, и
если он
повелит возобновить торговые отношения, следует повиноваться. Бойкот,
который
совершил Сумама, зависел от решения посланника Аллаха (мир
ему и благословение Аллаха), на что указывают его слова:
“Клянусь
Аллахом, не поступит к вам из Ямамы ни одного пшеничного зернышка без
разрешения
пророка!” Одно дело самому не иметь
торговых отношений с неверными, а совсем другое – обязывать этим всех и
обвинять в грехе тех, кто продает или покупает у неверных. И если
отдельный
человек для себя решил не покупать продукцию неверных, то это его
право, однако,
это никак не указывает на богобоязненность или праведность такого
человека, и
не дает ему права смотреть с презрением на тех, кто не поступает
подобным
образом, ибо торговые отношения с неверными вели самые лучшие люди этой
уммы:
пророк (мир ему и благословение
Аллаха) и его
сподвижники!
Заключение
На
основании Корана, Сунны
и высказываний ученых мы видим, что вести торговые отношения с
неверными, пусть
даже воюющей с мусульманами страны – дозволено, и в этом среди ученых
не было
разногласий. Имам ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны
(иджма’) в том,
что вести торговые отношения с неверными
дозволено”.См. “Шарх Сахих Муслим”
11/218. Что
же касается бойкота, то
он становится обязательным для мусульман, только после повеления
правителя
мусульман, как об этом было сказано выше. Однако, как правитель, так и
отдельные люди обязаны учитывать важнейший вопрос пользы и вреда
«масалих
уаль-мафасид» и смотреть, в чем будет больше
блага для мусульман.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил:
“Известно,
что Всевышний
Аллах послал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) для улучшения
благополучия в этом мире и мире ином, и Он повелел благое и запретил
дурное.
Если в каком-либо деле присутствует и польза и вред, то необходимо
склониться к
тому, в чем польза. Если блага в этом деле больше чем вреда, то
необходимо
отдать предпочтение этому действию, а если вреда в этом деле больше, то
необходимо оставить это дело. Ведь поистине, Аллах Всевышний послал
Своего
посланника (мир ему и благословение Аллаха) для установления
благополучия и его
усовершенствования, и устранения вреда и его
уменьшения”.См.
“Минхаджу-Ссунна” 4/527. Что
же касается различных
умозаключений, что тот, кто покупает продукцию Америки или Израиля,
якобы тем
самым способствует войне против Ислама и мусульман, ибо они покупают на
эти
деньги оружие и т.д. – все это не имеет никакого отношения ни к
джихаду, ни к “аль-уаля
уаль-бара” (дружба и непричастность в Исламе). И неужели кто-то посмеет
сказать,
что пророк (мир ему и благословение Аллаха) заложивший свою кольчугу у
иудея, которая,
кстати, входит в элемент военного снаряжения, а также имевший торговые
отношения с многобожниками и иудеями, о которых Аллах сказал:
«Ты
непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и
многобожников»(аль-Маида
5: 82), помогал им в
борьбе против Ислама или же у
него был нарушен принцип “аль-уаля уаль-бара”?!
Мы
призываем мусульман не
открывать двери к заблуждению, черпая свои знания, от кого попало, и
прежде чем
распространять услышанное или прочитанное, проверять, соответствует ли
это
истине или нет! Ведь знания – это религия, посредством которой мы
приближаемся
к Всевышнему Аллаху. Ибн ‘Умар говорил:
“Религия
твоя, религия твоя, поистине – она твоя плоть и кровь, так смотри же от
кого ты
берешь свою
религию!”аль-Хатыб
в “аль-Кифая”
121.
Хвала Аллаху – Господу
миров!
Мир и благословение
нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам, и
тем, кто последовал по их пути!
Литература
1.
«Шарху-Ссунна»
Абу
Мухаммад аль-Барбахари.
2.
«аль-Мугъни» Ибн
Къудама аль-Макъдиси.
3.
«Фатхуль-Бари шарху Сахихиль-Бухари»
Ибн
Хаджар аль-‘Аскъаляни.
4.
«Шарху Сахих Муслим»
Яхъя
ибн Шараф ан-Науауи.
5.
«аль-Фатауа
аль-джалия
‘аниль-манахиджи-дда’ауия»Ахмад
ибн
Яхъя ан-Наджми.
6.
«Мадарику-нназар
фи-ссияса»
‘Абдуль-Малик Рамадани
аль-Джазаири.
7.
«ан-Насыхату баян турукъиль-джихад
гъайри-ссахиха» Ахмад Ибн Абу
‘Айнайн.
8.
«аль-Уаля уаль-бара филь-Ислам»
Мухаммад ибн Са’ид
аль-Къахтани.
9.
«аль-Кауашифуль-джалия ли фурукъи байна
саляфия
уа-дда‘ауатиль-хизбийа
аль-бид‘ия»Мухаммад
ибн Рамазан
аль-Хаджири и Абу ‘Абдуль-А’ля Халид
аль-Мисри.
10.
«аль-Гъулюу уа мазахируху филь-хаяти
аль-му’асыра»Яхъя ибн ‘Али
аль-Хаддади.
11.
«Мукъата’а бадаи’уль-куфар»
Хани ибн ‘Абдуллах ибн
Джубайр. 12.
«аль-Фатауа шар’ия филь-къадаяль-’асрия»
Собрал: Мухаммад ибн Фахд.
[1]Имам
Абу
Мухаммад аль-Барбахари умер в
[2]
В данной работе под «бойкотом» имеется в
виду именно финансовый бойкот.
[3]Дозволенность
не
означает желательность или обязательность.
[4]
В этом хадисе также содержится указание на
дозволенность принятия подарка от многобожника, ибо
пророк(мир ему и благословение
Аллаха)спросил его:
«Это для продажи или
подарок?»См.
“Фатхуль-Бари”
4/410. [5]
Са’ – мера веса, соответствующая примерно 2кг.
200г.
[6]
Нет сомнения в том, что продать или купить
тот же товар у мусульманина будет лучше, ибо тем самым ему оказывается
помощь.
А что касается шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) то он
указывает
задавшему вопрос на то, что является первостепенным в Исламе.
[7]
Удивительно то, что некоторые из тех, кто в
наши дни заявляет о необходимости прерывания торговых отношений с
неверными,
считают дозволенным продажу неверным наркотиков, оправдываясь тем, что
они тем
самым себя губят и это наносит им вред. Как же далеки они от истины!
[8]
Речь идет о таком случае, когда мусульманин
знает точно, что покупаемый виноград будет использован для изготовления
спиртных напитков, или, что покупаемое будет использовано для
празднеств неверных,
отстраняясь от догадок и предположений.
[9]
Такое строгое веление подчиняться правителям
мусульман, даже если они будут несправедливы, состояло в том, чтобы
уберечь
мусульман от идей выхода против правителя под лозунгом изменения
порицаемого,
ибо это ведет к кровопролитию и горю для мусульман. Имам аль-Барбахари
говорил:“Не из Сунны сражение с правителем мусульман, ибо в
этом зло для религии и
жизни”. См.
“Шарху-Ссунна”
53. [10]
Есть старое фатуа шейха Ибн Джибрина о
запрете иметь торговые отношения с Америкой. Когда шейха Ахмада
ан-Наджми
спросили об этом фатуа, он сказал, что оно ошибочное и на него нельзя
опираться,
ибо фатуа о бойкоте может постановить только государство и управляющие
им, а
отдельные люди не имеют права запрещать то, что дозволил Аллах,
создавая тем
самым трудности для мусульман. Ведь известно, что Сунна переполнена
сообщениями
о дозволенности иметь финансовые отношения с неверными, будь они иудеи,
христиане или многобожники. См.
“аль-Фатуа
аль-джалия”131-133. Фатуа
19/10/1421г.х. 2000г.
| |
Категория: Манхадж | Просмотров: 1138 | |