Главная » 2008 » Декабрь » 10 » Несколько доводов в пользу составляющих единобожия
10:26
Несколько доводов в пользу составляющих единобожия
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала надлежит Аллаху, Господу миров, и благой конец приготовлен для Его богобоязненных рабов! Мир и благословение имаму всех посланников, избраннику Господа миров, пророку нашему Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!


Единобожие делится на три вида: «Таухид аль-Улюхия» или «Таухид аль-‘Ибада» (Единственность Аллаха в поклонении), «Таухид ар-Рубубийя» (Единственность Аллаха в господстве), и «Таухид аль-асма уа-Ссыфат» (Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами). Самым важным из них и с которым приходили все посланники является «Таухид аль-Улюхия» (Единственность Аллаха в поклонении). Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Единобожие (таухид), с которым пришли посланники, содержит в себе утверждение Божественности только Одного Аллаха, ибо человек, свидетельствующий, что нет божества, кроме Аллаха, не поклоняется никому, кроме Него, не уповает ни на кого, кроме Него, дружит только ради Него, враждует только ради Него и совершает все свои дела только ради Него. Он (таухид) включает в себя подтверждение всех имен и качеств, которыми Аллах охарактеризовал Себя. Всевышний Аллах сказал: «Бог ваш – Бог Единый. Нет божества, кроме Него – Милостивого, Милосердного» (Корова, 163). «Аллах сказал: “Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного страшитесь”» (Пчелы, 51). Всевышний также сказал: «А у того, кто взывает наряду с Аллахом к другому божеству, нет в пользу этого никакого довода, и расчет его у его Господа! Воистину, не преуспеют неверные!» (Верующие, 117).

Под таухидом не подразумевается только Таухид ар-Рубубийя, то есть убеждение в том, что только Один Аллах сотворил Вселенную, а именно так полагают философы и суфии. Они предполагают, что если кто-либо подтвердит это доказательством, тот подтвердит совершенный таухид, а кто засвидетельствует это и будет всецело предан этому, тот предастся совершенному таухиду. Однако человек, который признает все качества Аллаха, признавать которые обязал его Всевышний Господь, отдаляет от Него все, от чего Он далек, и признает, что Он Один является Творцом всего, не станет мууаххидом (единобожником), пока не засвидетельствует, что нет божества, кроме Одного Аллаха, пока не признает, что Аллах Один является божеством, достойным поклонения, и пока не станет придерживаться поклонения Одному Аллаху, у которого нет сотоварища. “Божество” – это объект обожествления и поклонения. Слово “божество” не означает “способный к изобретению (сотворению)”.

Арабы-многобожники тоже признавали, что Аллах Один является Творцом всего сущего, но вместе с тем они оставались многобожниками. Всевышний Аллах сказал: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!» (Йусуф, 106). 

Некоторые саляфы сказали: «Мы их спрашиваем: “Кто создал небеса и землю?” Они отвечают: “Аллах”, но вместе с тем поклоняются другим». Всевышний же сказал: «Скажи: “В чьей власти Земля и кто на ней, если вы знаете?” Они скажут: “Аллаха”. Скажи: “Неужели же вы не опомнитесь?” Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь Великого Трона?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Так что же вы не боитесь Его?” Скажи: “В чьей руке власть над всякой вещью, и Он покровительствует, а Сам не нуждается в покровительстве, если вы знаете?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “От чего же вы в таком обольщении?”» (Верующие, 84-89).

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Если бы было достаточно для спасения верить в то, что только Один Аллах является создателем всего, то многобожники спаслись бы. Однако важным является единобожие в поклонении Одному Аллаху (таухид аль-улюхия), который разделяет людей на единобожников и многобожников!” См. “Мадариджу-ссаликин” 1/327.


Три составляющие единобожия подтверждаются множеством доказательств из писания Аллаха и Сунны Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всех их не сосчитать, и они хорошо известны каждому, кто имеет элементарные представления о Коране и Сунне. 

Более того, достаточно знать наизусть суры «аль-Фатиха» и «ан-Нас», чтобы найти в них убедительные и ясные подтверждения того, что единобожие делится на эти три составляющие. И можно сказать, что это разделение является одной из величайших религиозных истин, провозглашенных Кораном и Сунной.


1. Приведем некоторые из доводов в пользу единобожия в обладании атрибутами Господа. 

Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров» (аль-Фатиха, 2);

«Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (аль-Араф, 54); 

«Скажи: «Кто Господь небес и земли?». Скажи: «Аллах» (ар-Раад, 16); 

«Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?». Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?». Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» (аль-Муминун, 84-89); 

«Таков Аллах, ваш Господь. Благословен Аллах, Господь миров!» (Гафир, 64); «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи» (аз-Зумар, 62). На эту тему есть также много других аятов.


2. Теперь перечислим некоторые из доводов в пользу единобожия в обладании атрибутами Бога. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Хвала Аллаху…» (аль-Фатиха, 2). 

Аллахом называют Того, Кого обожествляют, Кому поклоняются. Он также сказал: «Тебе одному мы поклоняемся, и Тебя одного молим о помощи» (аль-Фатиха, 5);

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 21); 

«Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (аз-Зумар, 2-3);

«Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру. Поклоняйтесь же, помимо Него, чему пожелаете» (аз-Зумар, 14-15);

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Аль-Беййина, 5). Есть и другие аяты на эту тему.


3. К доказательствам в пользу единобожия в обладании божественными именами и качествами относятся слова Всевышнего и Всеблагого Аллаха: «…Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния» (аль-Фатиха, 3-4);

«Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена» (аль-Исра, 110);

«Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Марьям, 65);

«Аллах – Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена» (Та ха, 8); 

«Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11).

Сюда же относится окончание суры «аль-Хашр» и многие другие аяты.

Некоторые из аятов, в которых упоминаются все три составляющие единобожия
К аятам, в которых упоминаются все три составляющие единобожия, относится высказывание Всевышнего и Всеблагого Аллаха в суре «Марьям»: «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Марьям, 65).


Выдающийся богослов, шейх Абд ар-Рахман б. Насир ас-Саади, разъясняя смысл этого откровения, сказал: «Этот аят охватывает несколько важных вопросов. Во-первых, это – единобожие в обладании атрибутами Господа и то, что Всевышний Аллах – Господь, Творец, Кормилец и Правитель всего сущего. Во-вторых, это – единобожие в обладании атрибутами Бога и то, что Аллах – это Бог, которому поклоняются. В-третьих, это – указание на то, что господство Аллаха обязывает рабов поклоняться Ему и обожествлять только Его. Именно поэтому в аяте использован предлог «фа», указывающий на причинно-следственную связь. Это значит, что если Аллах является Господом всего сущего, то и истинным Богом может быть только Он, а посему поклоняйся Ему. В-третьих, в нем говорится о стойкости в поклонении Всевышнему, под которой подразумевается борьба с собственной душой и приучение ее к поклонению Аллаху. Сюда относится и наивысшая форма терпения – терпеливое выполнение обязательных и желательных предписаний и терпеливое избежание греховных и нежелательных поступков. Более того, сюда относится и стойкое перенесение несчастий и испытаний, потому что терпение перед лицом трудностей, избежание сетования на судьбу и удовлетворенность тем, что Аллах предписал, – это один из величайших обрядов поклонения, входящих в смысл слов Всевышнего: «…и будь стоек в поклонении Ему». В-четвертых, в нем указывается на то, что все имена и качества Всевышнего Аллаха совершенны, а эпитеты – величественны и возвышенны. Нет никого и ничего подобного Ему или похожего на Него, и только Он обладает абсолютным совершенством во всех отношениях».

О Аллах, сделай нас приверженцами чистого единобожия и одари нас твердой верой! Помоги нам следовать путем господина посланников и имама приверженцев единобожия, пророка нашего Мухаммада, мир и благословение Аллаха ему, его семье и всем его сподвижникам!

И в заключении еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

См. Ибн аль-Каййим, «Мадаридж ас-Саликин» (1/24 и далее). «Глава о том, что эта сура охватывает все три составляющие единобожия».

В русском тексте эта связь обозначена частицей «же». – Прим. пер.

Ас-Саади, «аль-Мавахиб ар-Раббанийя мин аль-Айат аль-Куранийя», стр. 44-45.


Категория: Вероубеждение | Просмотров: 885 | Добавил: Абу_Мухаммад_Ас-Саляфи