Главная » 2008 » Декабрь » 12 » Наука о хадисах
01:48
Наука о хадисах
Наука о хадисах


Слово «хадис» означает новый, так же это слово означает слово, новость. А некоторые глаголы, образовавшиеся от этого слова, имеют значения передавать, сообщать новость. С течением времени, слово «хадис» стали использовать по отношению к сообщениям, переданным от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это слово так же непосредственно было использовано Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.


Место и важность хадисов в религии. 

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ограничивался только передачей ниспосланных Аллахом откровений. Он так же разъяснял и практиковал их, таким образом, став для нас объектом для подражания. По этой причине он был назван Живым Кораном. Исламские учёные принимают хадисы, связанные с религиозной тематикой, как откровения, ниспосланные Аллахом. Так же на это указывают некоторые сообщения, переданные от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне была дарована Книга (Коран), а так же его подобие (Сунна)» (Абу Давуд «Сунан»). Как нам становится известно из вышеприведенных сообщений, что с точки зрения откровения ниспосланного Пророку, мир ему и благословение Аллаха, Коран и хадисы (т.е. Сунна) равнозначны. Коран лишь отличается неподражаемостью слога и смысла. Хадисы, как основной источник фикха (исламского права), с точки зрения их положения относительно Корана и приводимых ими законоположений, бывают в следующих видах.

Одна часть из них раскрывает смысл аятов Корана и дополняет их информацией. В Коране приказано совершать молитву, выплачивать закят, совершать хадж, однако не указывается каким образом совершать эти виды поклонения. Безусловно, мы узнаем о способах совершения этих поклонений из достоверных хадисов. 

Другие виды хадисов устанавливают законы, о которых не упоминается в Коране. Например: запрещение употребления в пищу мяса хищных птиц. Уделять должное внимание хадисам, как второму после Корана источнику законоположений, и таким образом следовать Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, приказано как Аллахом Всевышним, так и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха. 

При более тщательном изучении хадисов, мы замечаем, что они состоят из двух основных видов, которые отличаются друг от друга. Это санад и матн.

Санад. Лексическое значение этого слова- опора. Подобное название объясняется тем, что санад служит опорой хадиса. Терминологическое значение – цепь передатчиков, приводящая к матну. 

Матн. Это слова, к которым приводит цепь передатчиков хадиса. 


Классификация хадисов. 

Хадисы по степени достоверности делятся на три группы: достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (даиф). 

Хадисы сахих. Это такой вид хадисов с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений или недостатков. Нет никаких сомнений, что такие хадисы переданы от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Как видно из вышеизложенных определений, для возведения хадиса в степень сахих необходимо учитывать некоторые условия. Эти условия следующие:

а) Добросовестность (а’даля) передатчиков хадиса. Под словом добросовестность имеется в виду, отсутствие у передатчиков проявлений неверия, нововведений и всех иных больших и малых грехов, а так же, что бы они были богобоязненными и искренними мусульманами. Передатчиков обладающих этими качествами в науке хадис называют «адиль» т.е. достойный доверия, добросовестный.

б) Точность передатчиков. Передатчики хадисов должны обладать качеством точного запоминания хадисов и рассказывать их одинаково, даже если проходит много лет. Хадисы, переданные от передатчиков, которые не обладают качествами запоминания и сохранения хадисов, не принимаются как достоверные. 

в) Непрерывность иснада. Это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.

г) Отсутствие отклонений. Под этим подразумевается такие случаи, когда достойный доверия передатчик передаёт хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного ещё более достойным доверия лицом.

д) Отсутствие в матне и санаде хадиса недостатков и причин, которые дают основания сомневаться в достоверности хадиса, хотя внешне он представляется безупречным. 


Все хадисы соответствующие вышеизложенным условиям следует считать достоверными.


Хадисы хасан. 

Значение этого слова «красота». Хасан называются хадисы, которое занимают среднее положение между достоверными и слабыми хадисами, и более ближе к достоверным. Разница между этими хадисами, в неопределённости точного положения передатчиков, но в то же время, ни один из передатчиков не должен обвиняться во лжи, и отличаться добросовестностью. Степень памяти передатчиков таких хадисов находится ниже степени памяти передатчиков хадисов сахих. Кроме этих двух особенностей, существуют и другие особенности хадисов хасан. 


Хадисы даиф.

Это те хадисы, в которых отсутствует один или несколько условий хадисов сахих и хасан. Хадис считается слабым, если есть недостаток в добросовестности передатчика по причине слабости его памяти или разрыва цепочки передатчиков. Учёные – мухаддисы выдвинули три мнения, по поводу совершения или не совершения действий основываясь на слабые хадисы:

1. Не совершать никаких действий на основе слабых хадисов. Это мнение принимали аль-Бухари и Муслим.

2. Можно совершать любые действия, основываясь на слабый хадис. Этого мнения придерживались Абу Давуд и Ахмад бин Ханбаль, и говорили: «лучше слабый хадис, чем решение на основе сравнения (кийас)». 

3. При наличии некоторых условий, можно совершать действия на основе слабых хадисов, когда речь идёт о совершении добровольно достойных дел. Ибн Хаджар аль-Аскалани перечисляет эти условия следующим образом:

а) хадис должен быть не очень слабым;

б) хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии;

в) человек должен применять то, о чём говорится в таком хадисе, из предосторожности, а не в силу своей убеждённости в его достоверности.


Хадисы Кудси и Набави.

Хадис Кудси (священный) это такой хадис, смысл которого исходит от Аллаха, а его форма от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Хадис Набави (от Прорка), это хадис смысл и форма, которого исходит от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. С точки зрения откровения между Кораном и хадисом Кудси нет никаких различий. Однако Коран исходит от Аллаха, как по форме, так и по смыслу, тогда как хадис Кудси исходит от Аллаха только по смыслу. Существуют и другие различия между Кораном и хадисом Кудси:

а) хадисы Кудси нельзя читать в намазе;

б) разрешается прикасаться к ним без омовения;

в) в отличии от Корана, хадисы Кудси не являются чудом , так как исходят от Аллаха только по смыслу, а не по форме и смыслу;

г) разрешается рассказывать их, передавая только смысл, а передавать их точно в соответствии с их формой не является условием.

Так как хадисы Кудси исходят от Аллаха и обращение исходит непосредственно от Него, в начале этого хадиса рассказчик может добавит следующее: « Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передавший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал: …» или « Как передал со слов Аллаха Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, Аллах Всевышний сказал: …» По сравнению с другими хадисами, число хадисов Кудси невелико. 

Причина превращения хадисов в отдельную науку в Исламе, является то важное место, которое они занимают в религии. Учёные-мухаддисы ознакомили нас с этой областью науки, которая является второй по важности в Исламе наукой после Корана, основной задачей которой является отделение достоверных сообщений от недостоверных, путём исследования иснада и матна передаваемых сообщений. 


Дисциплины, входящие в науку о хадисах. 


Ривайат аль-хадис: дисциплина, которая собирает и передаёт Сунну (хадисы) Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Дирайат аль-хадис: дисциплина, которая предоставляет возможность определять степени достоверности хадисов и понимать положение матна и иснада хадисов.

Джарх уа Та’диль: дисциплина которая изучает степени добросовестности передатчиков хадисов начиная от сподвижников. В общем, эта дисциплина перечисляет передатчиков по именам и куньям, рассказывает их жизненный путь, от кого и кому они передавали хадисы, об их положении, которое они занимают среди передатчиков, степени их добросовестности и правдивости, а так же приводятся мнения хадисоведов относительно передатчиков. 

Наука о биографии передатчиков: дисциплина, описывающая биографии передатчиков хадисов с точки зрения передачи хадисов. Самыми известными источниками этой дисциплины являются: «Табакат» Ибн С’ада, «Тарих» Бузари, «аль-Исаба» Ибн Хаджара.

Наука о причине возникновения хадиса: дисциплина, которая определяет причины высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Для более ясного понимания хадисов, существует книга ас-Суйути «аль-Лума».

Гариб аль-хадис: цель этой дисциплины, разъяснение трудно доступных слов использованных в хадисах, которые проникли в арабский язык позднее или мало используются.

Иляль аль-хадис: дисциплина, которая исследует скрытые недостатки хадисов, мешающих возводить хадис в степень достоверных, которые не заметны обычным людям, но которые определяются учёными-мухаддисами. К этому относится книга Ахмада бин Ханбаля «Китаб аль-Иляль».

Мухталиф аль-хадис: дисциплина, которая охватывает противоречащие на первый взгляд хадисы, и устраняет эти спорные проблемы.

Насих и мансух: дисциплина, которая рассматривает отменённые и отменяющие хадисы. Самый главный источник этой дисциплины книга Хазима «аль-И’тибар».


Как хадисы сохранились до наших дней. 

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который приказывал записывать аяты Корана по мере их ниспослания, первое время запрещал фиксировать хадисы, однако разрешал их пересказывать друг другу. Причиной такого запрета, могут быть опасения, что сподвижники могли перепутать аяты Корана и хадисы, а так же несовершенство в то время арабской письменности, низкое число образованных людей и малое количество письменных принадлежностей. В последующие периоды, после устранения или уменьшения этих проблем, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил фиксировать хадисы на бумаге. Абдуллах бин Амр, который, являлся одним из 30-40 сподвижников записавших хадисы, зафиксировал до 1000 хадисов, которые он собрал на один лист и который называется «ас-Саифат ас-Садика». Сподвижники, которые передали от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, множество хадисов при его жизни, так же пересказывали людям хадисы и после его смерти. Таким образом, хадисы дошли до последующих поколений в устном и письменном виде. Главные источники хадисов следующие:
Кутуби-Ситта; 
«Сахих аль джамии» аль-Бухари и Муслим; 
«Сунан» ат-Тирмизи, Абу Давуда, Ибн Маджа, ан-Насаи; 
«Муснад» Ахмада бин Ханбаля; 
«Муватта» Имама Малика. 


Статью (на азербайджанском языке) подготовил студент факультета богословия Бакинского Государственного Университета Джавид Мусаев


Категория: Хадис | Просмотров: 896 | Добавил: Абу_Мухаммад_Ас-Саляфи