Главная » 2008 » Декабрь » 13 » Испрашивание благословения у к-л.помимо Аллаха
10:52
Испрашивание благословения у к-л.помимо Аллаха
أَفَرَأَيْتُمُ اللَّاتَ وَالْعُزَّى
وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَى
أَلَكُمُ الذَّكَرُ وَلَهُ الْأُنثَى
تِلْكَ إِذاً قِسْمَةٌ ضِيزَى 
Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу,
и еще третью – Манат,ничтожную?
Неужели у вас – потомки мужского пола, а у Него – потомки женского пола?
Это было бы несправедливым распределением.(53:19-22)

Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: "Вместе с посланником Аллаха мы отправились в Хунейн. В то время мы были ещё новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у мушриков был лотус, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нём своё оружие, и который называли Зат Анват ("имеющий подвески"). Так вот, когда мы проезжали мимо этого лотуса, то сказали: "О посланник Аллаха, сделай и нам Зат Анват - такой же, как и у них". Посланник Аллаха ответил нам: "Аллах Велик! Это всё обычаи прошлого! Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: "Сделай и нам божество - такое же, как и у них". Он сказал: "Истинно, вы - народ невежественный!"["Араф" (7):138.] Поистине, вы следуете обычаям тех, кто был прежде вас!". Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его достоверным[Ат-Тирмизи (2181) сказал, что это - хороший достоверный хадис, и это действительно так; Ахмад 5/218].

Каково положение того,кто испрашивает благословения у деревьев,камней и тому подобных вещей?

Шейх Салих ибн абдульАзиз Али аш-Шейх رحمه الله сказал:"этот человек - мушрик".

Слово "табарак" происходит от слова "барака" и означает "требование или испрашивание барака".Слово "барака" в свою очередь происходит от слова "бурук" и означает положение когда верблюд садится и не шевелится,т.е. сидит долго и не двигается.А также родственно со словом "бирка",которое означает "бассейн,водоём"и указывает на большое колличество воды в этом месте и что она(вода) не шевелится(как напр.река-не течет),т.е. постоянно находится в этом месте.

Какова связь между шариатским и лингвистическим значениями слова "барака"? То,что оно указывает на постоянство,т.е. что-то где-то постоянно находится.И указывает на колличество- в большом колличестве без изменения.Т.е. в большом колличестве,где есть добро,постоянство(этого добра) и неразлучность(т.е. никогда не уходит).

И такая вещь,в которой есть добро,постоянство и неразлучность,называется "барака".А "табарак" - "требование или испрашивание той вещи,в которой есть добро,постоянство и неразлучность."

Куран и Сунна указывают на то,что барака требуется/испрашивается от Аллаха и создания - одно другому - баракат не дают!

تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيراً
Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров(25:1)

Благословен Тот = т.е.Велико добро Того,Кто ниспослал Куран Своему рабу,и много добра в нём и постоянно это добро и неизменчиво.

تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь(67:1)

Благословен = т.е. Тот,в Ком много добра и оно постоянно и неизменчиво.

В Коране и Сунне пришло,что Аллах даёт барака:

в какие-то времена,напр.как месяц Рамадан,когда за каждое благое дело записывается награда много больше,чем в остальное время года
в каких-то местах,напр."месджид-уль-харам",т.е. "запретная мечеть",поскольку награда за совершенный в ней саллят(молитва)превышает награду за саллят в любой другой мечети.
в людях - это баракат того,кто уверовал.Т.е.что человек,который уверовал в Аллаха,иншаАллах зайдёт в рай,в этом постояннство добра.
в вещах,как напр. пришло в хадисе,что надо кушать,начиная с края подноса,а не с центра,т.к. баракат спускается в середину.(хадис в "Сахиха-аль-джами*а")

Шейх Али аш-Шейх رحمه الله говорит,что если в каком-то месте есть барака,то люди стараются быть поближе к этому месту.Однако наличие барака где-то не означает,что его можно перенести!!Ведь если бы это было возможным,то не было бы смысла в этом баракате.Поэтому баракат какого-то места или какой-то земли - привязан к нему/ней и не перемещается.И понимание того,что там есть баракат - понимание смысловое,а не сущности.Однако пророки(алейги салям) имеют барака не тольно смысловое,но и в их сущности,т.е. в их телах! Как напр., пришел хадис,что пророк своей слюной по Милости Аллаха излечил глаза Али رضي الله عنه .Т.е. баракат с тел пророков может переходить с их тел на тела других людей.

Имам Шатыби (rahimaguLLah) сказал:"баракат следования пророку намного лучше,чем баракат его сущности(т.е. лучше бараката с его тела)"

В сборнике "Джами*а" ибну??? приводится хадис от Йюнуса ибн Язида от ибн Шигаба,что тот сказал:"мне рассказал один из сподвижников из ансаров,то что пророк صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ однажды делал омовение и сподвижники,находившиеся вокруг него,старались поймать капли воды,отлетающей от частей тела пророка صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ,и когда он промывал рот и нос,то старались собрать эту воду и выпить её или протереть ею лицо.Пророк спросил их:"Зачем вы это делаете?"Они ответили:"мы желаем бараката и желаем очиститься".Тогда пророк صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал:"Тот из вас,кто хочет,чтобы его любил Аллах и Eго посланник,пусть будет правдивым в своих словах,и возвращает доверенный аманат и не делает неприятности соседу".

Существует разногласие среди ученых по поводу достоверности этого хадиса.Имам аш-Шатыби رحمه الله сказал:"если этот хадис достоверный,то в нём указание на то,что лучше бараката с тела пророка является баракат выполнения его повелений".

Ученые сказали:нам достаточно того,что большие сподвижники как Абу Бакр,Yмар,Yсман,Али رضي الله عنهم не старались брать баракат с тела пророка صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. 

И как указал один из ученых,что в большинстве хадисов про "табарук" с тела пророка صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ говорится о рабах,женщинах и детях.

Но в любом случае это дозволено и не является харамом! И брать баракат с тел дозволено только по отношению к пророкам и посланникам.

В "Сахих" аль-Бухари передаётся хадис:

"поистине есть такое дерево,баракат которого подобен баракату мусульманина.."(55)

В этом хадисе указание на то,что в каждом мусульманине есть барака.

Также хадис:

"...Что же касается Усайда бин Худайра, то он воскликнул: “О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение (, ниспосланное) вам!”» (216)

И этот баракат,который пророк صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ приписал каждому мусульманину и который был приписан семейству Абу Бакра رضي الله عنه - это не баракат сущности,а баракат дел.И этот баракат возвращается к иману,знаниям,призыву и делам. 

Поэтому,для того чтобы взять баракат с праведных людей,находящихся на истине,необходимо следовать их примеру,брать их знания,убеждения и т.д.

В отличие от разрешенного табаррук (испрашивание бараката у Аллаха),табаррук ширкиййя - запрешен. И это - испрашивание бараката у деревьев,камней,родников,пещер,могил,святых и т.д. И тот,кто так поступает - мушрик!

Шейх Али аш-Шейх رحمه الله сказал, что если человек трётся о камни,деревья,могилы и т.д. ,стараясь собрать на себе пыль,которая на них находится,считая,что это принесёт ему барака - то он совершает ширк-уль-акбар,поскольку считает,что что-либо может дать ему барака помимо Аллаха.

Если человек присутствует в этих местах,трётся о них,сыпит песок с них себе на голову и т.д.,считая,что барака,находящиеся здесь,станут посредникoм между ним и Аллахом(т.е. считает это причиной),то тем самым совершает ширк-уль-асгар. О них Аллах سبحانه و طعلي сказал:

وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاء مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ

А те , которые взяли помощников помимо Него , говорят : "Мы поклоняемся им только , чтобы они приблизили нас к Аллаху..(Аз -Зумар , 3)

أَفَرَأَيْتُمُ اللَّاتَ وَالْعُزَّى
وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَى
أَلَكُمُ الذَّكَرُ وَلَهُ الْأُنثَى
تِلْكَ إِذاً قِسْمَةٌ ضِيزَى 
Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу,
и еще третью – Манат,ничтожную?
Неужели у вас – потомки мужского пола, а у Него – потомки женского пола?
Это было бы несправедливым распределением.(53:19-22)

аль-Лат - это была белая скала(или камень) в Таифе,которая была уничтожена лишь после того,как племя Сакыф(т.е. племя,живущее в Таифе) приняло ислам.На этой скале был дом,в котором были служители.

Эта скала/камень была названа так в честь праведного человека,который готовил еду для поломников из муки и фиников и - по некоторым передачам - жил на этом камне.

аль-Узза - в своей основе было дерево.T.е стояли три дерева,на которых было что-то построено и были служители,а также женщина-колдунья,которая и была причиной ширка.

Когда пророк صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ открыл Мекку,он послал туда Халид ибн Валида رضي الله عنه ,который и вырубил все деревья.Когда он вернулся к пророку صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ,тот сказал:"ты ничего не сделал" - поскольку он оставил служителей ширка и тем самым они смогут снова совратить людей.Тогда Халид ибн Валид رضي الله عنه отправился туда еще раз и ,увидев женщину-колдунью,зарубил её мечом. Тогда пророк صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сказал:"она и была Уззой". Т.е. она способствовала тому,чтобы люди совершали ширк.

Манат (ничтожная,презренная)-тоже была скалой (или камнем),была названа так из-за того,что много крови проливалось рядом с ней (т.е. приносилось много жертвоприношений).

Полезные выводы из хадиса Абу Вакид ал-Лейси رضي الله عنه о дереве Дат Анват:


благое намерение не делает дурное дело благим


намерение сподвижников было получить баракат для победы над неверными и с тем,чтобы вести ещé более лучший джихад на пути Аллаха,однако пророк не похвалил их,а наоборот очень разгневался.

в ответе пророка"..вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: "Сделай и нам божество - такое же, как и у них" указание на великую скверность их просьбы,что пророк صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ сравнил их просьбу с просьбой народа Мусы.


порицание ширка не должно останавливаться ничем
Пророка صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ не остановило от поругания их то,что они были новые мусульмане,неокрепшие в вере,на пути к джихаду и могли отвернуться от веры и джихада..А также их благое намерение не помешало ему порицать их!!

Исходя из этого хадиса,уляма говорят,что мусульманин может считать что-то хорошим,приносящим пользу,а оно на самом деле является худшим из того,что может быть.Поэтому Аллах عز وجل по Милости Своей ниспослал шариат,в котором разъяснил,что является хорошим,а что - плохим.И не предоставил Он это для разума человека! 

Отсюда важное правило: хорошим считается то,что считает хорошим Аллах и Его посланник,а плохим считается то,что считает Аллах и Его посланник!!

Заблуждение муатазиллитов по этому поводу - то,что они говорят:

хорошим является то,что принимает разум,а плохое -то,что разум отвергает. Поэтому эти приверженцы нововведений не принимают большое число достоверных хадисов,заявляя,что их разум не принимает это.Одним из этих людей в наше время является Мухаммед аль-Газали!!(Не путать с Абу Хамидом альГазали)

Комментарии к главе Ибн Усаймина رحمه الله 


Как можно получить это "барака"? 
а)через разрешенные средства, например, через Коран. Доказательство этому сура Сад, аят 29: 

كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ
"Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание." 

Ибн Усеймин رحمه الله сказал: "Кто будет изучать Коран, это защитит его от ширка. Это барака." Тaкже - это излечение от болезней и многие другие благославления. 

б)через знания от других. 

Ибн Усеймин رحمه الله дал пример, кто имеет знание религии (ученый или шейх), который делает призыв. Мы получаем барака от его знаний, но не от него самого (как некоторые невежественные люди хотят использовать что-то после такого человека для получения благословления и т.д.). Такое можно было делать от пророка (саллалаху алейхи ва салям). Ибн Теймия привел пример как люди получают барака от знания ученых даже после их смерти. 

заблуждение в получении барака, пример, как если какой-то праведник умрет и люди начинают ходить на его могилу для получения барака. 


Как мы можем разлечить между правильным способом получения барака и заблуждением в получении барака? 

Еcли мы хотим прислушиваться к урокам, лекциям кого-то ученого (т.е. получать барака от знания) мы должны посмотреть как он следует Корану или сунне , делает ли он бид’а.

Какие деревья имеются ввиду в названии главы? Любые. 

Ибн Усеймин رحمه الله сказал: "Когда Умар ибн Аль Хаттаб увидел как люди стали ходить к дереву, под которым произошла присяга "довольства", он приказал спилить это дерево, боясь того, что люди начнут ходить туда для испрашивания благословления. " 

Какие камни имеются ввиду в названии главы? 

Любые. Не разрешается испрашивать благословления даже от черного камня. Целовать черный камень - это сунна. Однако, когда некоторые люди хотят получить барака от черного камня притрагиваясь к небу или притрагиваясь к самой Ка’абе или к могиле пророка (саллалаху алейхи ва салям) - это все ширк. 

Ибн Усеймин رحمه الله сказал: "если мы хотим получить барака, то должны следовать сунне." 


أَفَرَأَيْتُمُ اللَّاتَ وَالْعُزَّى
وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَى
Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу,
и еще третью – Манат,ничтожную?
(Звезда, 19—20). 

1. Что значит "Видели ли вы"? 

Для этого нужно посмотреть предыдущий 18 аят. В нем говориться о величайших знамениях Аллаха 

لَقَدْ رَأَى مِنْ آيَاتِ رَبِّهِ الْكُبْرَى
"Он увидел величайшие из знамений своего Господа."

"Видели ли вы" для того, чтобы сделать сравнение между теми величайшими знамениями, о которых говориться выше, и между этим ничтожным. 

2. Что значит ал-лат? 

Имя идола, которому поклонялись в Таифе и его окресностях (это была скала). Некоторые шейхи говорят, что оно произошло от Имени Аллаха - Аль Илях, а некоторые шейхи говорят, что так звали одного человека, который делал еду для совершающих Хадж. 

3. Что значит аль-Узза? 

Это было дерево - идол между Меккой и Таифом. Произошло от Имени Аллаха - Аль ’Азиз. 

4. Что значит Манат? 

Это идол между Мeккой и Мединой. Произошло от Имени Аллаха - Аль Мaннан или от глагола "мана", что значить кровь, потому что этому идолу приносились жертвы. 

Они придумывали эти имена как Аллах сказал в аяте 23 суры Наджм 

إِنْ هِيَ إِلَّا أَسْمَاء سَمَّيْتُمُوهَا أَنتُمْ وَآبَاؤُكُم مَّا أَنزَلَ اللَّهُ بِهَا مِن سُلْطَانٍ
"Они – всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. Они следуют только предположениям ..." 

Затем Аллах сказал: 

إِن يَتَّبِعُونَ إِلَّا الظَّنَّ وَمَا تَهْوَى الْأَنفُسُ وَلَقَدْ جَاءهُم مِّن رَّبِّهِمُ الْهُدَى
"...и тому, чего желают души, хотя верное руководство от их Господа уже явилось к ним." - это значит они следуют своим желаниям. 

Ибн Усеймин رحمه الله сказал: "Иногда Аллах испытывает человека путем совершения им ширкa (например, Он посылает испытания человеку, проверяя его будет ли он с таухидом или сделает ширк (как те, у кого нет детей, они просят своих шейхов и т.д., а когда Аллах дарует им детей они считают, что это благодаря их шейхам и т.д.)". Другой пример от Ибн Усеймина رحمه الله, когда Аллах облегчает человеку совершение грехов, которые тот любит (например, человек оставил совершение грехов ради Аллаха. Аллах испытает его насколько он в этом правдив, сделая этот грех (который он любит) привлекательным и лёгким для него, вернётся ли он опять к этому греху или нет из-за страха перед Аллахом). 

Пример, сура Аль Маида, аят 2(прибл.значение):

"О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому, стремясь к милости и довольству своего Господа. Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться. И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании." 

и сура Аль ’Араф, аят 163 (прибл.значение): 

"Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться." 

Какой ширк относится к маленькому? 

1. Все, что имеет доказательство из Корана и сунны; 
2. Вcе, что может привести человека к большому ширку, является маленьким ширком. Поэтому все виды грехов и запрещенных желаний - это маленький ширк, потому что человек делает это , следуя своим желаниям, т.е. поклоняется своим страстям. 

Аллах сказал в суре Аль Джасия, аят 23: 

أَفَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ وَأَضَلَّهُ اللَّهُ عَلَى عِلْمٍ وَخَتَمَ عَلَى سَمْعِهِ وَقَلْبِهِ وَجَعَلَ عَلَى بَصَرِهِ غِشَاوَةً فَمَن يَهْدِيهِ مِن بَعْدِ اللَّهِ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ



"Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?" 

3. В чем опасность маленького ширка? 

Это может привести к большому ширку.

Говоря о хадисе про дерево Дат Анват,шейх Али аш-Шейх رحمه الله сказал:

<< Мушрики,имели убеждение в этом дереве,при этом:

- они возвеличивали его
- совершали свои обряды
- вешали на него своё оружие в поиске барака,в надежде,что баракат с этого дерева перейдёт на их оружие.

И это было большим ширком! Поскольку они возвеличили его помимо Аллаха и совершали ему поклонение("и*атикад"-нахождение в каком-то месте из-за его величия),помимо Аллаха.И они считали,что дерево само по себе даёт барака.>>

И если,человек считает,что вещь,с которой он берёт "баракат",приближает его к Аллаху,преподносит его нужды Аллаху,что посредством её ему будет отвечено,и их дела исправятся,если они возьмут "барака" с этого места,- это ширк-уль-акбар.

А если человек считает,что это - просто причина,по которой Аллах излечит его или поможет Ему,- то это ширк-уль-асгар.

И сподвижники,которые попросили о таком же дереве,посчитали,что здесь нет ширка,и что это не портит слово таухида.Причём они были самые сильные в понимании арабского языка и того,что означает " ".Но несмотря на это они ошиблись и попались на это,что является доводом тому,что и самые достойные люди могут ошибиться в вопросах ширка!

Еще одна важная польза из этого хадиса в том,что в нём заключается довод тем,кто говорит "объединимся на том,в чем мы едины,и простим друг другу то,в чем расходимся" - поскольку пророка не остановило то,что они шли на джихад!!

Если бы они сделали то,о чем попросили,то попали бы в большой ширк.Однако они этого не сделали,а их слова относятся к малому ширку,поскольку они связали своё сердце с этим.

Шейх Абдуррахман ибну Хасан (рахимагуЛЛах) привёл в "Фатхуль маджид,стр. 187" следующее правило:

<< Мы считаемся в шариатских положениях(ахкамах) со смыслом,но не с именами!>>

Шейх Абдуррахман (рахимагуЛЛах) объясняет: << поэтому пророк уподобил их требования требованиям Бану Исраиль.А требование Бану Исраиль было:"сделай нам такой-же объект поклонения,такое-же божество",хотя сподвижники попросили его О ЗатуАнват.Однако за этим кроется такой же объект поклонения!!>>

Поэтому мушрик является мушриком,как бы он не назвал свой ширк!!

Когда сподвижники пришли к пророку и спросили у него про рукъя,которую они делают.Он не сказал им: "Рукъя - это хорошо.Я делаю рукъя и Джибриил делал мне рукъя." Однако он сказал:"Покажите мне вашу рукъя!"
Т.е. он не обольстился одним лишь именем!


Категория: Вероубеждение | Просмотров: 873 | Добавил: Абу_Мухаммад_Ас-Саляфи