Главная » 2008 » Декабрь » 18 » Комментарий шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База, да помилует его Аллах по вопросу об обвинении в неверии
12:03
Комментарий шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База, да помилует его Аллах по вопросу об обвинении в неверии
Комментарий шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База, да помилует его Аллах по вопросу об обвинении в неверии

Хвала Аллаху, благословение и мир посланнику Аллаха, его семейству, его сподвижникам и тем, кто шел его путем. 

Я ознакомился с опубликованным в газете "Мусульмане" полезным и ценным ответом шейха Мухаммада Насир ад-дина аль-Альбани, да поможет ему Аллах, на вопрос об огульных обвинениях в неверии тех, кто судит не на основании ниспосланного Аллахом. Разъяснив, что обвинять в неверии каждого такого человека только на основании его дел не позволено никому, если обвиняющий не убедится, что сердцем своим тот считает это допустимым, шейх, как я считаю, дал верный и соответствующий воззрениям верующих ответ. В качестве аргумента он ссылался на слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, и других праведных предшественников. 

Приводимое в его ответе толкование слов Аллаха: 

«Те же, кто не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, - это неверные» (аль-Маида, 44), 

«Те же, кто не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, - это несправедливые» (аль-Маида, 45) и 

«Те же, кто не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, - это нечестивцы» (аль-Маида, 47)

,несомненно, является верным, поскольку он разъяснил, что неверие бывает малым и большим, и это в равной степени касается проявлений несправедливости и нечестия.

Если человек считает дозволенным судить не в соответствии с тем, что было ниспослано Аллахом, прелюбодействовать, заниматься ростовщичеством или любым иным делом, которое, по единодушному мнению всех богословов, является запретным, это значит, что он впал в большое неверие, а совершаемое им относится к числу проявлений большого нечестия. Тот же, кто совершает подобные действия, не считая их дозволенными, впал в малое неверие, а совершаемое им относится к числу проявлений малого нечестия, на что указывают слова пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним - (свидетельство) неверия»[1]. Пророк, который имел в виду малое нечестие и малое неверие, использовал подобное выражение для того, чтобы внушить людям отвращение к таким отвергаемым действиям. То же самое относится и к словам пророка: «Два (дела, совершаемые) людьми, являются (признаком) их неверия: поношение происхождения (других) и громкие причитания по покойному»[2], а также к другим его словам: «Не становитесь после меня[3] неверными, которые рубят друг другу головы!»[4] Известно и много других подобных хадисов. 

Каждый мусульманин, особенно если он относится к числу богословов, обязан подходить ко всему осмотрительно и мудро. Это значит, что он должен рассматривать любые дела в свете Корана и сунны, следовать примеру наших праведных предшественников, и остерегаться опасного пути, на который вступили многие люди, выносящие решения, но не вникающие в детали. Богословы обязаны заниматься призывом к Аллаху, уделяя внимание деталям, разъяснять людям суть ислама, используя указания Корана и сунны, побуждать их неуклонно придерживаться установлений ислама и давать друг другу добрые наставления и внушать им страх перед всем, что противоречит вышеупомянутым установлениям. Благодаря этому они смогут следовать примеру пророка, мир ему и благословение Аллаха, праведных халифов и сподвижников в том, что касается разъяснения пути истины и предостережения от всего, что ему противоречит. На необходимость этого указывают слова Аллаха: 

«Чьи слова лучше, чем у того, кто взывает к Аллаху, совершает праведные дела и говорит: "Поистине, я - из (числа) покорившихся (Аллаху)"?» (Фуссылат, 33). 

Аллах Всевышний также сказал: 

«Скажи: "Это - мой путь. Я и последовавшие за мной зовем к Аллаху на основе знания. Слава Аллаху, не отношусь я к многобожникам» (Йусуф, 108). 

Аллах Всевышний также сказал: 

«Призывай к пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещевания и веди с ними[5] спор наилучшими средствами» (ан-Нахль, 125). И на необходимость этого указывают слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Указавшему на благое (полагается) такая же награда, как и совершившему благое».[6] Пророк также сказал: «Призывавший к правильному пути получит награду, равную наградам (всех) тех, кто последует за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а тот, кто призывал (других) к заблуждению, понесет на себе (бремя) греха, равное (по тяжести бремени) грехов тех, кто последует за ним, что никак не облегчит (тяжести) их собственных грехов».[7] А во время сражения за Хайбар[8] пророк, мир ему и благословение Аллаха, пославший Али, да будет доволен им Аллах, к иудеям, сказал ему: «...призови их к исламу и сообщи им о том, что является для них обязательным по отношению к Аллаху. И клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами[9]!»[10] Известно, что пророк провел в Мекке тринадцать лет, призывая людей к единобожию и исламу с помощью добрых наставлений, мудрости, терпения и прочих наилучших методов, пока Аллах не вывел через него на прямой путь первых его сподвижников. 

Молим Аллаха о том, чтобы Он помог нам и нашим братьям искренне следовать их примеру и наделил нас и всех наших братьев, занятых исламским призывом, проницательностью, способностью совершать благое и проявлять терпение до тех пор, пока мы не встретимся с Ним, ибо это зависит от Него и Он может это сделать. Да благословляет и да приветствует Аллах нашего пророка Мухаммада, его семейство, всех его сподвижников и тех, кто последовал за ними с чистыми сердцами, до самого Дня воскресения.[11] 

[1] "Сахих" аль-Бухари, хадис 48; "Сахих" Муслима, хадис 64. 

[2] "Сахих" Муслима, хадис 67. 

[3] То есть после моей смерти. 

[4] "Сахих" аль-Бухари, хадис 121. 

[5] Имеются в виду многобожники. 

[6] "Сахих" Муслима, хадис 1893. 

[7] "Сахих" Муслима, хадис 2674. 

[8] Хайбар - название оазиса. 

[9] Такие верблюды являлись самым ценным имуществом арабов в те времена. 

[10] "Сахих" аль-Бухари, хадис 3009; "Сахих" Муслима, хадис 2406. 

[11] Журнал "Ад-дава ас-саудийа", 1511, сентябрь 1995 г. (месяц джумада аль-уля 1416 г. х.).


Категория: Фатуа | Просмотров: 945 | Добавил: Абу_Мухаммад_Ас-Саляфи