Главная » 2008 » Декабрь » 19 » ‘Али Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари
01:51
‘Али Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари
Краткая биография

(260-324 х)

(Биографию написал Шейх Хаммад Ибн Мухаммад аль-Ансари)

Перевод: Эльмир Кулиев

Полное имя имама Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари – ‘Али, сын Исма‘ила, сына Исхака, сына Салима, сына Исма‘ила, сына ‘Абдуллаха, сына Мусы, сына Абу Барды, сына Абу Мусы аль-Аш‘ари. Он родился в 260 г.х. Его жизнь описали Абу аль-Касим ‘Али ибн аль-Хасан ибн Хибатуллах ибн ‘Асакир ад-Димашки в книге “Табйин Кизб аль-Муфтари фима Нусиба иля Аби аль-Хасан аль-Аш‘ари” (“Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Аш‘ари”), аль-Хатыб аль-Багдади в книге “Тарих Багдад” (“История Багдада”), Ибн Халкан в книге “Вафайат аль-А‘йан” (“Кончины знатных лиц”), аз-Захаби в книге “Тарих аль-Ислам” (“История ислама”), Ибн Касир в книге “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”), ас-Сабаки в книге “Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра” (“Большая книга о представителях шафи‘итского толка”), Ибн Фархун аль-Малики в книге “ад-Дибадж аль-Музаххаб фи А‘йан Ахль аль-Мазхаб” (“Позолоченная парча, или книга о знатных представителях маликитского толка”), аль-Муртада аз-Зубейди в книге “Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин” (“Дар богобоязненных старейшин с комментариями к книге “Возрождение наук о вере”) и т.д.

Приехав в Багдад, имам аль-Аш‘ари начал изучать хадисы у Закарийи ибн Йахйи ас-Саджи, одного из знатоков хадисов и мусульманского права. Он также учился у богословов Басры – Абу Халифы аль-Джумахи, Сахля ибн Сарха, Мухаммада ибн Йа‘куба аль-Макари, ‘Абд ар-Рахмана ибн Халафа. Многие предания, рассказанные от их имени, он передал в своем толковании священного Корана “аль-Мухтазан” (“Припасы”). Религиозно-философские взгляды он перенял от своего учителя, мужа своей матери Абу ‘Али аль-Джуббаи, который был богословом му‘тазилитского толка.

Он достиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области му‘тазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находил удовлетворительных ответов, и это приводило его в замешательство.

Передают, что имам аль-Аш‘ари рассказывал: «Однажды ночью я усомнился в одном из воззрений, которых я придерживался. Я встал и совершил намаз из двух рак‘атов, в которых попросил Аллаха наставить меня на прямой путь. Затем я заснул, и во сне мне приснился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я пожаловался ему на то, что со мной происходит, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Следуй моей Сунне!” Это заставило меня задуматься. Я стал сопоставлять религиозно-философское учение с кораническими аятами и преданиями, и теперь я признаю то, что содержится в Коране и Сунне, и отвергаю все остальное».

Абу Бакр Ахмад ибн ‘Али ибн Сабит, больше известный как аль-Хатыб аль-Багдади (скончался в 463 г.х.), писал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари – философ, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, которые искажают имена и качества Аллаха, а также му‘тазилитов, рафидитов, джахмитов, хариджитов и приверженцев других еретических толков... Му‘тазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, пока всевышний Аллах не помог имаму аль-Аш‘ари одержать над ними верх, потому что он опроверг все их доводы».[1]

Ибн Фархун в своей книге “ад-Дибадж аль-Музаххаб” (“Позолоченная парча, или книга о знатных представителях маликитского толка”) писал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари заслужил похвалу Абу Мухаммада ибн Абу Зейда аль-Киравани и других видных мусульманских богословов».

Ибн аль-‘Имад аль-Ханбали в своей книге “Шазарат аз-Захаб” (“Крупинки золота, или книга о великих людях прошлого”) писал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари прославил приверженцев Сунны Пророка и доставил много неприятностей старейшинам му‘тазилитов и джахмитов. Он разъяснил истину, которую исповедовали люди, обладающие твердой верой и знаниями. И примером этого является беседа, которая состоялась между ним и его учителем аль-Джуббаи, в результате которой он сломал хребет всем еретикам и лицемерам. Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари спросил своего учителя Абу ‘Али аль-Джабани о трех братьях и сказал: “Один из них был верующим, праведным и богобоязненным человеком. Второй был неверующим, распутным и несчастным человеком. А третий был ребенком. Случилось так, что они умерли. Что же произойдет с ними?” Аль-Джуббаи ответил: “Праведник попадет на одну из ступеней рая. Неверующий окажется на одной из ступеней ада. А что касается ребенка, то он окажется среди счастливых”. Аль-Аш‘ари спросил его: “Если этот ребенок пожелает оказаться на одной ступени с праведником, позволят ли ему сделать это?” Аль-Джуббаи сказал: “Нет! Потому что ему будет сказано, что его брат заслужил высокое место в раю благодаря своему усердному поклонению, которого не совершил сам ребенок”. Аль-Аш‘ари сказал: “А что будет, если он скажет, что совершил это упущение не по своей вине, а потому что ему не отпустили достаточного жизненного срока и не предоставили возможности поклоняться Аллаху?” Аль-Джуббаи ответил: “Великий и могучий Аллах ответит ему, что Ему было известно, что если бы он прожил долгую жизнь, то совершал бы грехи и заслужил бы мучительное наказание, и что Аллах поступил так ради его собственного блага”. Тогда аль-Аш‘ари спросил: “А что будет, если его старший брат спросит Господа миров, почему Он позаботился о его младшем брате, но не позаботился о нем самом, если Ему было ведомо?” Аль-Джуббаи не смог возразить ему. В таком виде эту беседу пересказал Ибн Халкан, и эта беседа свидетельствует о том, что всевышний Аллах сам решает, кого осенить своей милостью, а кого подвергнуть наказанию».[2]

Тадж ад-Дин ас-Сабаки в книге “Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра” (“Большая книга о представителях шафи‘итского толка”) писал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари является величайшим богословов среди приверженцев Сунны после имама Ахмада ибн Ханбаля. Он полностью разделял взгляды имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, и в этом нет ни малейшего сомнения. Аль-Аш‘ари писал об этом в своих трудах и неоднократно повторял, что его религиозные убеждения совпадают с убеждениями славного имама Ахмада ибн Ханбаля. Именно это высказывание шейха Абу аль-Хасана неоднократно повторяется в его трудах».

Достоинства и заслуги Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари настолько многочисленны, что мы не в состоянии перечислить их полностью в такой спешке. Всякий, кто ознакомится с трудами, которые он написал после того, как раскаялся в му‘тазилитской ереси, убедится в том, что всевышний Аллах помог ему найти прямой путь и сделал его защитником истины.

Представители различных религиозных толков препираются относительно его приверженности к одному из них. Маликиты считают, что он придерживался маликитского толка. Шафи‘иты считают, что он разделял взгляды шафиитского толка. Ханифиты причисляют его к богословам ханифитского толка. Ибн ‘Асакир сказал: «Я встретился с уважаемым богословом Рафи‘ аль-Хаммалем, и он рассказал мне со слов своих учителей, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был богословом маликитского толка. Однако сегодня люди, которые следуют путем приверженцев Сунны и изучают основы религии от богословов всех религиозных толков, считают себя последователями аль-Аш‘ари, потому что ему принадлежат многие труды, которые перечитываются многими людьми».

Ибн Фурак сказал, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари скончался в 324 г.х.

После этой небольшой выдержки из биографии имама аль-Аш‘ари, мы приведем доказательства того, что он действительно отрекся от му‘тазилитских воззрений. Мы также докажем, что книга “аль-Ибана” (“Разъяснение основ вероисповедания”) действительно принадлежит его перу. При этом мы будем опираться исключительно на достоверные источники. И да поможет нам Аллах!


Отречение имама аль-Аш‘ари от му‘тазилитских воззрений и возвращение к вероубеждениям первых мусульман

Сирийский историк Абу аль-Касим ‘Али ибн аль-Хасан ибн Хибатуллах ибн ‘Асакир ад-Димашки (скончался в 571 г.х.) в книге “Табйин Кизб аль-Муфтари” (“Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Аш‘ари”) писал: «Абу Бакр Исма‘ил ибн Абу Мухаммад ибн Исхак аль-Азди аль-Киравани, больше известный как Ибн ‘Азара, рассказывал, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом и сорок лет придерживался воззрений му‘тазилитского толка. Он был величайшим богословом этого толка, а затем удалился от людей на пятнадцать дней. После этого он вышел к людям и отправился в кафедральную мечеть Басры. После пятничного намаза он поднялся на кафедру и сказал: “О люди! Меня не было с вами некоторое время, потому что я размышлял над шариатскими текстами. Доводы казались мне одинаково убедительными. Мне не удавалось отдать предпочтение истине перед ложью и лжи перед истиной. Тогда я обратился ко всевышнему и всеблагому Аллаху и попросил Его наставить меня на прямой путь. Аллах наставил меня на путь, который я изложил в этих книгах. Я отказываюсь от своих предыдущих воззрений, как отказываюсь от этой рубашки”. Он снял с себя рубашку и бросил ее, а затем передал книги людям».

Среди них была книга “аль-Лумаъ” (“Проблески”) и некоторые другие сочинения, о которых мы скоро поговорим, если на то будет воля Аллаха. Когда знатоки хадисов и мусульманского права из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины прочли его книги, они признали его своим единомышленником и признали его право называться имамом. Его авторитет был настолько велик, что название школы истинных приверженцев Сунны было связано с его именем. В то же время му‘тазилиты стали относиться к нему так, как иудеи и христиане относятся к человеку писания, который обратился в ислам и стал изобличать недостатки воззрений, от которых он отказался. Воистину, такой человек является самым ненавистным для иудеев и христиан.

Что же касается Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари, то он стал самым ненавистным человеком для му‘тазилитов. Они принялись бранить его и сочинять о нем множество лживых рассказов. И тот факт, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари долгое время исповедовал му‘тазилитские воззрение, никоим образом не свидетельствует о его падении и разложении. Напротив, каждый благоразумный человек может убедиться в его глубоких познаниях в области основ веры и его высоком месте среди богословов. Если человек отказывается от воззрений, которые он прежде исповедовал, то он бывает лучше осведомлен о слабостях этой школы и может более убедительно отвергать сомнительные доводы ее приверженцев и изобличать скрываемые ими недостатки. Что же касается людей, которые порицают его за это, то они похожи на того, кто препирался в одноглазым Харуном ибн Мусой.

Одноглазый Харун был иудеем, который обратился в ислам. Он стал праведным мусульманином, выучил наизусть Коран и изучил грамматику арабского языка. Однажды он вступил в полемику с неким человеком и одержал верх. Поверженный собеседник не знал, что делать, и сказал: “Ты был иудеем и принял ислам!” Харун ответил: “А ты поступил очень плохо!” Тем самым Харун поверг его еще раз.

Знатоки хадисов были единодушны в том, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был одним из величайших знатоков хадисов, следовал путем своих предшественников и исповедовал воззрения, которых придерживались истинные приверженцы Сунны, а также опровергал различные ошибочные взгляды еретиков и заблудших. Его доводы были подобны мечу, который сокрушал воззрения му‘тазилитов, рафидитов и прочих еретиков из числа заблудших мусульман и вероотступников. А всякий, кто критиковал или бранил его, фактически бранил в его лице всех приверженцев Сунны. Безусловно, Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари не был первым богословом, который исповедовал воззрения истинных приверженцев Сунны. Он всего лишь шел путем своих предшественников, всеми силами помогал этому учению и сумел еще более выразительно разъяснить и обосновать многие вопросы. При этом он не принес в это учение ни одного еретического новшества и не создал принципиально новой религиозной школы. Он лишь разъяснял и комментировал религиозные положения так, как это делали другие имамы, ставшие эпонимами различных богословских школ.

Абу Бакр ибн Фурак писал, что Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари отрекся от му‘тазилитского толка и стал приверженцем Сунны в 300 г.х.

Еще одним богословом, который рассказывал об отречении имама аль-Аш‘ари от му‘тазилитского толка, был Абу аль-‘Аббас Шамс ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Халкан аш-Шафи‘и (скончался в 681 г.х.). В своей книге “Вафайат аль-А‘йан” (“Кончины знатных лиц”) он писал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но позднее раскаялся в этом».[3]

Об этом также рассказывал ‘Имад ад-Дин Абу аль-Фада Исма‘ил ибн ‘Умар ибн Касир аль-Кураши ад-Димашки аш-Шафи‘и (скончался в 774 г.х.). В своей книге “аль-Бидайа ва ан-Нихайа” (“Начало и завершение”) он писал: «Аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но затем публично раскаялся в этом на кафедре в Басре и начал разоблачать порочные и ошибочные воззрения му‘тазилитов».[4]

Об этом также сообщил Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман ад-Димашки аш-Шафи‘и, больше известный как имам аз-Захаби (скончался в 748 г.х.). В своей книге “аль-‘Улувв ли аль-‘Али аль-Гаффар” (“Высокое местонахождение Высокого и Всепрощающего”) он сказал: «Вначале Абу аль-Хасан был му‘тазилитом и обучался у Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он расстался с ним, опроверг его воззрения и стал разделять воззрения приверженцев Сунны и знатоков хадисов. И было бы замечательно, если бы все богословы, которые придерживаются религиозно-философских воззрений, последовали путем Абу аль-Хасана. Однако они вдаются в пространные размышления, уподобляясь древним философам, и следуют своей логике. Воистину, нет силы, кроме как от Аллаха!»

Еще одним богословом, который поведал об отречении имама аль-Аш‘ари от му‘тазилитских воззрений, был Тадж ад-Дин Абу Наср ‘Абд аль-Ваххаб ибн Таки ад-Дин ас-Сабаки аш-Шафи‘и (скончался в 771 г.х.). в своей книге “Табакат аш-Шафи‘ийа аль-Кубра” (“Большая книга о представителях шафи‘итского толка”) он сказал: «Абу аль-Хасан придерживался му‘тазилитского толка в течение сорока лет и стал величайшим богословом этой школы. Когда же Аллах решил укрепить им свою религию и сделать его приверженцем истины, он уединился в собственном доме…»[5] Далее он дословно повторил слова Ибн ‘Асакира, которые мы процитировали выше.

Об этом также поведал Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Фархун аль-Йа‘мари аль-Мадани аль-Малики (скончался в 799 г.х.). В своей книге “ад-Дибадж аль-Музаххаб” (“Позолоченная парча, или книга о знатных представителях маликитского толка”) он сказал: «Поначалу Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но впоследствии он стал придерживаться воззрений истинных приверженцев Сунны. Это вызвало много удивления, и когда его спрашивали об этом, он рассказывал, что в месяце рамадан он увидел во сне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который повелел ему вернуться к истине и отстаивать ее. Все так и произошло, и хвала за это надлежит только всевышнему Аллаху».[6]

Об этом также рассказывал Сейид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Хусейни аз-Зубейди, больше известный как аль-Муртада. В своей книге “Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихйа ‘Улум ад-Дин” (“Дар богобоязненных старейшин с комментариями к книге “Возрождение наук о вере”) он сказал: «Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари обучался религиозно-философским взглядам у му‘тазилитского шейха Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он увидел сон, после которого расстался со своим учителем и публично отрекся от му‘тазилитских воззрений. Поднявшись на кафедру мечети в Басре в пятницу, он громко сказал: “Некоторые из вас меня знают, а для тех, кто меня не знает, скажу, что меня звать так-то. Ранее я говорил, что Коран сотворен, что люди не увидят Аллаха воочию в будущей жизни и что рабы Аллаха являются созидателями своих деяний. Сейчас я раскаиваюсь и отрекаюсь от му‘тазилитских воззрений, будучи убежденным в их ошибочности”. Затем он начал опровергать взгляды му‘тазилитов и сочинять труды, посвященные опровержению их воззрений». Далее он сказал: «Ибн Касир рассказывал, что воззрения Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари формировались в течение трех этапов. На первом этапе он исповедовал воззрения му‘тазилитского толка, от которых впоследствии отказался, и в этом нет никаких сомнений. На втором этапе он уверовал в семь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить здравым смыслом: “аль-хайат” (жизнь), “аль-‘ильм” (знание), “аль-кудра” (власть, могущество), “аль-ирада” (желание), “ас-самъ” (слух), “аль-басар” (зрение), “аль-калам” (речь). В то же время он продолжал истолковывать предикативные качества Аллаха, такие как “аль-ваджх” (лик), “аль-йадан” (две руки), “аль-кадам” (стопа) и “ас-сак” (голень). На третьем этапе он уверовал во все божественные качества, не придавая им форму и не отождествляя их с качествами творений.Тем самым он последовал по стопам своих праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах. Именно эти воззрения отражены в книге “аль-Ибана” (“Разъяснение основ вероисповедания”), которую он написал в последние годы своей жизни».[7]

шейх Хаммад ибн Мухаммад аль-Ансари


Категория: Саляфы | Просмотров: 912 | Добавил: Абу_Мухаммад_Ас-Саляфи