Главная » 2008 » Декабрь » 27 » Обвинение в неверии (Такфир)
10:48
Обвинение в неверии (Такфир)
Вся хвала принадлежит Аллаху. Мир и благословение последнему из пророков, пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто с искренностью следует по его пути.

Аллах Всевышний сказал: 

О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий», – стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете.

(Женщины, 94)

Ибн Аббас дал комментарии к этому аяту, сказав: «Один человек из племени Бану Салим пас овец, и проходя мимо сподвижников пророка, мир ему и благословение Аллаха, поприветствовал их (сказав салям алейкум). А сподвижники убили его, сказав: «Он поприветствовал нас из-за страха». Затем они пригнали его овец к пророку, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах ниспослал аят по этому поводу: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий», – стремясь обрести тленные блага мирской жизни».

(аль-Бухари, 4591; ат-Тирмизи, 3030)

В другой версии передаётся, что Ибн Аббас сказал: «Группа, в которой находился Мигдад аль-Асвад прибыли к одному из племен по приказу пророка, мир ему и благословение Аллаха. И тогда они увидели, что все бросились бежать кроме одного мужчины, который не бросил своё имущество. Этот мужчина, увидев, приближающихся сподвижников сказал: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха». Аль-Мигдад атаковал его и убил. Тогда один из сподвижников сказал: «Ты убил человека, который принёс свидетельство о единобожии? Клянусь Аллахом, я доложу об этом пророку, мир ему и благословение Аллаха». Когда они вернулись, этот сподвижник сказал пророку, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха! Один человек принёс свидетельство о единобожии, но аль-Мигдад его убил. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Позовите ко мне аль-Мигдада». Когда аль-Мигдад явился, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «А Мигдад! Ты убил человека, который произнёс свидетельство о единобожии? А каково же будет твоё положение в Судный День, когда этот человек явится с этим свидетельством?». А Аллах, ниспослал аят: ««О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий», – стремясь обрести тленные блага мирской жизни». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Мигдаду: «Этот человек скрывал веру от своих неверных соотечественников. А когда он явил свою веру, ты его убил. Ведь ты тоже до этого скрывал свою веру, будучи в Мекке». (Мухаддис аль-Хайсами приводит этот хадис от Баззара в книге «Маджму аз-Заваид», 7/66 хадис 10943 с иснадом достойного доверия (арбск. джаййид)). 

Ибк Кясир комментируя аят: « …но Аллах оказал вам милость» сказал: « Т.е. принял ваше покаяние. Усама после этого события, увидев позицию пророка, мир ему и благословение Аллаха, поклялся, что никогда не убьёт человека сказавшего, нет бога кроме Аллаха». (Тафсир ибн Кясир, 1/717). 

Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, (обвинение) обязательно возвращается к нему самому, если (тот, кого он обвиняет, на самом деле) таковым не является». (аль-Бухари, 6045; Муслим,61 )

В другой версии говорится: «Если кто-нибудь скажет своему брату: «О неверный!», то неверным станет один из них». (аль-Бухари, 6104; Муслим,60) 

Уважаемы братья и сёстры! Мы будем отвечать в Судный День за каждое свое деяние и слово, которое мы совершили в этом тленном мире. Поэтому давайте обратим внимание на то, на сколько наши деяния соответствуют Корану, достоверным хадисам пророка, да благословит его Аллах и приветствует и пути праведных предков (саляфов). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда уйдут мои сподвижники, мою умму постигнет то, чем её страшили». Комментируя этот хадис, имам ан-Навави сказал: «Т.е. появятся нововведения и смута». (Шарх Муслим, 6/65, хадис 2531). 

Шейх уль- ислам Ибн Теймиййа сказал: «Первое новшество, ставшее причиной раскола уммы совершили хариджиты, которые назвали человека совершившего грех, неверым.(Фатауа, 12/470 и 19/71) Я попытался объяснить им высказывание саляфов и учёных: «Кто сказал так-то, так-то является неверным». Но здесь необходимо было указать на различие между общим и обособленным высказываниями. Тема связанная с адскими муками является первой темой вероубеждения уммы, в которой существуют разногласия. Аяты Корана относительно ада являются обобщенными. Например Аллах Всевышний говорит: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (Женщины, 10). Другие аяты Корана имеют такой же вид, т.е. «Кто совершит то-то и то-то будет наказан так-то». Это обобщенность идентична вышеприведённому высказыванию учёных и саляфов: : «Кто сказал так-то и так-то - является неверным». То что касается определённой личности, грех совершённый им уничтожается покаянием, благими деяниями, которые уничтожают грехи, бедами, которые выпадают на его долю и допустимым ходатайством. Обвинение в неверии это вопрос связанный с адскими мучениями. Независимо от того, что человек отрицает, он не может считаться неверным до тех пор, пока истина не была доведена до него. Может быть и так, что человек не слышал о доказательствах, либо слышал и не посчитал их достоверными и руководствовался другим ошибочным доказательством. Он не может считаться неверным несмотря на то, что ошибся. Я всегда вспоминаю хадис переданный аль-Бухари и Муслимом о человек который сказал: «Сожгите мой труп после моей смерти, а пепел развейте. Клянусь Аллахом, если Он меня воскресит (т.е. если хватит у Аллаха сил), то накажет меня таким наказанием, каким раньше не наказывал никого». Его просьбу выполнили. А когда он был воскрешён, Аллах спросил у него: «Что же тебя заставило сделать это?». Человек ответил: «Меня заставил мой страх перед тобой». И Аллах простил его за его страх. Этот человек сомневался в могуществе Аллаха и в том, что Аллах способен его воскресить после смерти. А это является проявлением неверия (куфр) по единогласному мнению учёных. Но этот человек был невежественным и не знал этого. На ряду с этим он был верующим, который страшился наказания Аллаха за содеянные им действия. И именно поэтому он был прощён Аллахом. Обладатели знания, разъясняющие эту проблему, пытаясь не выходит из повиновения пророку, мир ему и благословение Аллаха, достойны прощения больше, чем этот человек. 

(Фатауа, 3/230). 

В достоверном хадисе, переданном от пророка, мир ему и благословение Аллаха, говорится: «Да проклянет Аллах того, кто употребляет спиртное, делает его, просит что бы сделали, того кто транспортирует, наливает, продаёт и зарабатывает этим». 

(аль-Ирва 1529)

В другом хадисе, достоверность которого доказана, говорится, что во времена пророка, мир ему и благословение Аллаха, жил один человек, который очень часто употреблял спиртное. Каждый раз его приводили к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и подвергали наказанию. Однажды, когда его в очередной раз привели к пророку, мир ему и благословение Аллаха, один человек сказал: «Да проклянет его Аллах. Как же часто его приводят к пророку». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не проклинай его! Он ведь любит Аллаха и его Посланника». 

(аль-Бухари, 6780)

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проклиная употребляющего спиртное в общем смысле, запретил проклинать определённого верующего. Так же как говорит Аллах: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (Женщины, 10). Никому не позволительно говорить определённому человеку, что он является обитателем Ада. Причина этого в том, что может случится так, что этот человек придёт к покаянию, либо совершит такие деяния, которые уничтожат его грехи, либо его постигнут беды, посредством которых он очиститься и т.д. Это касается как руководителя так и остальных. Его несправедливость и тирания, не дают нам права проклинать его и говорить, что он является обитателем Ада. А кто станет вмешиваться в это, тот будет из совершивших нововведение (бид’а) и окажется из потерпевших убыток.

(Фатауа, 4/474) 

Я являюсь одним из первых, кто запрещает обвинять людей в неверии, лицемерии и неповиновении. Только после того, как до человека были доведены шариатские правила, которым он воспротивился, может пойти речь иногда о его неверии, в другой раз о его лицемерии или неповиновении. Несмотря на то, что между саляфами были разногласия относительно этой темы, никто из них не обвинил другого в неверии или лицемерии. 

(Фатауа, 3/229) 

По этой причине, обладатели знания и знатоки Сунны, никогда не считали неверными тех, кто так отзывался о них. Потому что неверие это приговор шариата и человеку непозволительно отвечать тем же. Например, если кто-то обманул тебя, или проявил безнравственность по отношению к твоей семье, это не даёт тебе права отвечать тем же. Потому что Аллах запретил обман и безнравственность. Поэтому обвинение в неверии является правом Аллаха. Никто не может считаться неверным, кроме тех кого указали Аллах и Его Посланник. 

(Минхадж ас-Сунна, 5/244) 

Существуют условия и преграды, препятствующие обвинять в неверии определённую личность. Общее обвинение в неверии не обязывает к обвинению определённой личности, при наличии условий и исключая ликвидацию этих условий. Мы видим как проблема проясняется, потому что используя обобщенные высказывания, имам Ахмад и другие учёные не называли неверным того, кто выражался подобными словами. 

(Фатауа, 12/487) 

Имам Ахмад считал неверными джахмитов, отрицающих имена и качества Аллаха. Потому что их воззрения противоречили тому, что принес Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Однако, несмотря на это он не называл неверными отдельные их личности. Так же имам аш-Шафии, обратился к Хафс аль-Фарду, который утверждал что Коран сотворён, со словами: «Ты совершил куфр (неверие) по отношению к Великому Аллаху?», тем самым указав на неверие в его словах. Однако он не объявил о вероотступничестве Хафса исходя из этого, так как не стал приводить ему условия ставящие человека в не религии. Если бы он объявил о его вероотступничестве, то стал бы причиной его убийства. 

(Фатауа, 23/348) 

В хадисе передаваемом от аль-Бухари и Муслима, говорится, что один человек сказал своей семье: «Сожгите мой труп после моей смерти, а пепел развейте». Этот человек предполагал, что этим самым он избавится от наказания Аллаха, что у Аллаха не хватит могущества воскресить его. Оба эти предположения являются неверием (куфр). Но, этот человек был невежественным и истина ему не была разъяснена. И Аллах простил его. Поэтому я говорил хулулитам, которые отрицали нахождения Аллаха на троне ( они утверждали что Аллах находится в каждом творении) и джахмитам, во время их смуты, что: «Если соглашусь с вами то стану неверным. Потому что я знаю, то что вы говорите это неверие (куфр). А вас я не считаю неверными. Потому что вы невежественные. Это обращение было адресовано их учёным, кадиям, шейхам и руководителям. А суть их невежества основана на подозрениях. Причиной этого явилось не способность постигать достоверные повествования и понимать их соответствующим им здоровым разумом. Это является нашим разъяснением. И по этому на их невежество и клевету мы не отвечаем тем же, называя их неверными.

(ар-Радду аляль-бакри, 2/493) 



Абу Абдурахман Саляфи


Категория: Вероубеждение | Просмотров: 912 | Добавил: Абу_Мухаммад_Ас-Саляфи