Вопрос: Мы надеемся вы сможете разъяснить правила, с помощью которых возможно будет определить является ли определенный человек неверным (кафиром)? Ответ:
Хвала Аллаху! Во-первых, определять является ли кто-либо неверным или нечестивцем не решать нам, это решать Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Это одно из постановлений шариата, при вынесении которого нужно ссылаться на Коран и Сунну, посему следует быть предельно осторожным и основывать суждения на ясных доказательствах. Никто не не может быть назван неверным или нечестивцем до тех пор, пока Коран и Сунна не укажут, что данный человек является оным.
Основным принципом в объявлении кого-либо неверным либо нечестивцем является то, что тот, кто внешне является мусульманином с хорошими нравом и остается быть таким мусульманином с хорошим нравом, пока не будет доказано обратное посердством доводов, принимаемых шариатом. Однако не разрешается относиться несерьезно к объявлению кого-либо неверным или нечестивцем, поскольку такое несерьезное отношение включает в себя два очень важных вопроса:
1 – Оно подразумевает наговаривание лжи на Аллаха и на определенного человека при вынесении суждения
2 – Собственному попаданию под данное постановление в случае если суждение является неправильным
В Сахих аль-Бухари (6104) и Сахих Муслиме (60) передается со слов Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если мужчина объявляет неверным своего брата, то это (суждение) будет относиться к одному из них.» А в другом сообщении передается, что он добавил: «Он либо такой каким его объявили, либо оно (суждение) возратиться к произнесшего его человеку.»
Во-вторых, основываясь на вышесказанное, перед тем как объявить мусульманина неверным или нечестивцем, следует рассмотреть два вопроса:
1 – Доказательства из Корана и Сунны, что определенное слово либо действие подразумевает, что человек стал неверным либо нечестивцем
2 – Применение данного суждения на определенном человеке, говорящего что-либо или совершающего поступок, который позволяет объявить его неверным или нечестивцем – при этом должны быть выполнены условия, при которых можно назвать кого-либо неверным либо нечестивцем, а также не должно быть никаких помех для данного суждения.
Среди самых важных из этих условий можно выделить следующие:
1 – Данный человек должен быть осведомлен об этом проступке или правонарушении, которое позволяет объявить его неверным или нечестивцем, поскольку Всевышний Аллах сказал:
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 4:115)
«Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи.» (ат-Товба, 9:115)
На основе этого ученые говорили, что человек, отрицающий какие-либо обязанности, предписанные в шариате, не объявляется неверным если он является новообращенным в Исламе до тех пор, пока это не будет ему разъяснено.
2 – Еще одной причиной, по которой человек не объявляется неверным либо нечестивцем, является непреднамеренное либо случайное совершение поступка, разрешающего объявить его таковым. Такие поступки могут принимать несколько форм:
К примеру, человек может быть принужден к совершению такого рода поступка, тем самым он совершает его по принужденности, а не по причине того, что соглашается с данным поступком. В этом случае он не становится неверным, поскольку Всевышний Аллах сказал:
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (ан-Нахль, 16:106)
Другим примером является случай, когда человек не разумеет о том, что говорит, будь то по причине большой радости, печали, страха или чего-либо еще. Доказательством этому служит сообщение, которое передается в Сахих Муслиме (2744) со слов Анас ибн Малика (да будет доволен им Аллах), который передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах радуется покаянию Своего раба больше чем радуется человек, сидящий верхом на животном в пустынной местности, который затем теряет его, а вместе с этим животным и свои еду и питье, и который отчаивается найти его.Затем он идет к дереву и ложится в его тени, потеряв всю надежду найти свое верховое животное, и все это время пока он находится в таком состоянии, перед ним стоит его верховое животное, и он берет его за поводья и произносит в бурной радости: «О, Аллах, Ты мой раб, а я Твой господь», тем самым делая ошибку по причине своей большой радости.»
3 – Ошибочное истолкование какого-либо предписания. Человек может быть в замешательстве относительно какого-либо предписания и, неправильно истолковав его, придерживаться его, считая, что данное толкование представляет доказательство его уверованиям или же он может попросту неправильно понять или постичь смысл доводов шариата.
Поэтому объявление человека неверным либо нечестивцем считается действительным только в том случае, когда действие, противоречащее шариату, совершается им преднамеренно и он осведомлен о том, что не имеет доказетльств в своем случае.
Всевышний Аллах сказал:
«Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Ахзаб, 33:5)
Ибн Теймийа (да помилует его Аллах) сказал в Маджму аль-Фатава (23/349):
«Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) молился о милости за них (то есть за за правителей, которые попали под влияние взглядов Джахмитов, утверждавших, что Коран является созданием) и молился о прощении за них, поскольку он знал, что они не были ясным образом осведомлены о том, что тем самым проявляли неверие Посланнику и отрицали то, что он принес, они неправильно истолковывали и ошибались и следовали за теми, кто сказал им об этом»
Шейх уль-ислам (да помилует его Аллах) также сказал в Маджму аль-Фатава (12/180):
«Что касается такфира (объявления кого-либо неверным), то правильное мнение состоит в том, что член общины Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), стремящийся найти истину в отношении какого-либо вопроса, но приходящий к неправильному умозаключению, не считается неверным, а наооборот, скорее он будет прощен за свою ошибку. Однако, тот, кто понимает и осознает послание, принесенное Посланником и преднамеренно противится дороге Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) после того как ему стал ясен прямой путь, и он следует не путем верующих, то в этом случае он является неверным (кафиром). Тот, кто следует за своими желаниями и страстями, не ищет истину и говорит без знания является неповинующимся грешником и может быть нечестивцем (фасиком), однако у него могут быть хорошие деяния, которые перевешут его плохие деяния.»
И он (да помилует его Аллах) также сказал (3/229):
«Однако те, которые бывают со мной знают это обо мне – я всегда один их тех, которые категорически запрещают называть определнного человека неверным (кафиром), нечестивцем (фасиком) либо грешником до тех пор, пока доказательства шариата не будут установлены против такого человека, и пока не будет доказано является ли он неверным, нечестивцем или грешником. Я подтверждаю то, что Аллах простил эту общину за ее ошибки, будь то ошибки в теоретических или практических вопросах. Праведные предшественники (саляфы) продолжали быть в разногласии насчет многих подобных вопросов, однако никто из них не свидетельствовал, что кто-то является неверным (кафиром), нечестивцем (фасиком) либо грешником...» Затем он привел несколько примеров, а далее продолжил: «...Я также говорю, что то, что было передано от праведных предшественников и имамов, утверждения типа «сказавший то и то является неверным» также являются правильными, однако при этом следует различать между общими правилами и отдельными случаями.
....Такфир это вид предупреждения; несмотря на то, что слова человека могут отрицать что-либо из того что сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), он может быть новообращенным в Ислам или же он может вырос в отдаленном регионе. Такого человека нельзя объявить неверным (кафиром), и не имеет разницы, что он при этом отрицает, до тех пор, пока доказательства не будут установлены против него. Может быть, что этот человек не слышал определенных священных текстов, или же он может слышал их, но они не были доказаны ему, или же у него могут быть некоторые понятия, которые противоречат тем доказательствам, которые ему предоставили, и это привело его к неправильному пониманию священных текстов.
Я всегда вспоминаю хадис в ас-Сахихейне, в котором говорится о мужчине, который сказал: «Когда я умру, сожгите меня и раздробите (мои кости), затем развейте мой прах по морю, ибо клянусь Аллахом, если Аллах схватит меня, Он накажет меня так, как не наказывал никого в мире.» Люди выполнили то, о чем он попросил, а затем Аллах спросил: «Что побудило тебя поступить таким образом?» Мужчина ответил: «Страх перед Тобой». И Аллах простил его.»
Этот человек усомнился в мощи Аллаха и усомнился в том, что Он сможет возвратить его в прежнее состояние, даже если его частички были повсюду разбросаны; он даже верил, что он не будет воскреснут, что является неверием (куфром) согласно единодушному мнению мусульман. Однако этот мужчина был невежественным и не знал об этом; в то же время он был верующим, который страшился того, что Аллах накажет его, и поэтому Аллах простил его.
Тот, кто компетентен выполнять иджтихад и кто основывает свои представления на неправильном понимании какого-либо священного текста, однако в то же время искренен в своем намерении следовать пути Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) имеет даже больше прав на прощение чем этот мужчина.» Конец цитаты.
(Основано на «Хатима аль-Каваид аль-Мусла» шейха Ибн Усеймина)
Тем самым, по причине того, что вопрос такфира является очень ответственным и серьезным вопросом, и ошибки сделанные в нем являются очень вескими, искателю знаний, в особенности начинающему, следует воздержаться от вовлечения в этот вопрос, и ему следует сосредоточиться на получении полезных знаний, которые в свою очередь исправят его дела в этом мире и в Последней жизни.
В-третьих, перед тем, как мы порекомендуем вам определенные книги, мы должны посоветовать вам получать знания непосредственно от ученых ахли-сунны, поскольку это легче и безопаснее всего; однако вы должны учиться от людей, которые заслуживают доверие в своих знаниях и религиозной приверженности, которые следуют Сунне и избегают своих желаний и прихотей, а также сторонятся нововведений в религии.
Мухаммад ибн Сирин (да помилует его Аллах) сказал: «Знание является основой религии, посему смотрите у кого вы изучаете свою религию.» (Передано Муслимом во введении в свой Сахих).
Если у вас нет возможности посещать уроки ученых в той местности где вы живете, то вы можете пользоваться их аудио записями, так как, хвала Аллаху, стало очень легко приобретать эти записи на компакт дисках либо с вебсайтов. Вы также можете приобретать знания у искателей знаний, которые стремятся постигать знания шариата и следовать Сунне; едва ли в каком-либо месте вам не встретятся такие люди.
В-четвертых, книги, которые вам следует приобрести и изучать, перечислены ниже:
Тафсир: Тафсир Ибн Саади; Тафсир Ибн Касира
Хадисы:аль-Арбаин ан-Нававийа (40 хадисов Навави) с их комментариями; аль-Ихтимам би Джами аль-Улюм валь Хукам Ибн Раджаба; Рийадус Салихин (Сады Праведных) – стоит уделить большое внимание этой благословенной книге, и вы также можете учить их с комментариями шейха Ибн Усеймина (да помилует его Аллах).
Акида (вероучение): изучайте Китаб ат-Товхид (Книга единобожия) шейха Мухаммада Абд аль-Ваххаба с комментариями; аль-Акида аль-Васитийа шейха уль-ислама Ибн Теймийи; также некоторые другие работы на эту тему, такие как Тахкик Калимат аль-Ихлас Ибн Раджаба и ат-Тухфа аль-Иракийа филь Амаль аль-Кальбийа Ибн Теймийи.
Также можно извлечь пользу из книги «Заад аль-Маад» Ибн Кайима (да помилует его Аллах) и из многих других книг таких как аль-Ваабиль ас-Сайиб и ад-Даваль-Дава.
Это будет вашим началом. Если вы изучите эти книги, в особенности с помощью человека, который может помочь вам читать и понимать их, тогда вы сможете перейти на другие книги, если на то будет воля Аллаха. А Аллаху ведомо лучше.
Взято из материалов сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида www.islam-qa.com
|