Главная » 2008 » Декабрь » 13 » Вера в ниспосланные писания
10:59
Вера в ниспосланные писания
Значение слова «откровение» в арабском языке и шариате и его формы


Лексическое значение

Арабское слово «вахьй» означает «быстрое и незаметное оповещение». Это слово используется в значениях «указание», «надпись», «послание», «внушение». Этим словом можно назвать все, благодаря чему один человек дает понять что-либо другому. В этом смысле «вахьй» не является особенностью пророков и не обязательно исходит от Аллаха.

Таким образом, по своему лексическому значению слово «вахьй» может означать:
Подсознательное внушение человеку. Такого рода внушение было дано матери Мусы, о чем сказал Всевышний: «Мы внушили матери Мусы (Моисея): «Корми его гру-дью...» (аль-Касас, 28:7).
Инстинктивное внушение животным, подобное тому, что происходит с пчелами. Всевышний сказал: «Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах...» (ан-Нахль, 16:68).
Короткий намек или знак. Так поступил Закария, когда сделал знак своим сородичам, о чем сказал Всевышний: «Он вышел из молельни к своему народу и дал им понять: «Воздавайте хвалу по утрам и перед закатом!» (Марьям, 19:11).
Наущения сатаны и приукрашивание им зла в глазах его помощников. Всевышний сказал: «Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами» (аль-Ан'ам, 6:121).
Повеления Аллаха ангелам. Всевышний сказал: «Вот твой Господь внушил ангелам: «Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали!» (аль-Анфаль, 8:12).


Шариатское значение

В шариате слово «вахьй» означает «откровение». Это – прямое или опосредованное оповещение Аллахом Его проро-ков о том, что Ему угодно из шариата или Писания, для того, чтобы они донесли это до остальных творений.


Разновидности откровения

Пророки получали откровение от Аллаха разными способами, которые разъяснены в суре «аш-Шура»: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый» (аш-Шура, 42:51). Таким образом, Всевышний сообщил, что Его беседы с представителями рода человеческого и откровения имеют три ступени.

Первая степень – это простое откровение, которое Аллах внушает в сердце человека так, что тот не испытывает ни малейшего сомнения в том, что оно получено от Аллаха. Об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «...иначе, как посредством откровения...». В качестве примера этого можно привести хадис Абдуллаха бин Масуда о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Святой Дух вдохнул мне в душу: никто не умирает, пока не получает свой удел полностью; посему бойтесь Аллаха и ищите удел достойным образом». Этот хадис передали Ибн Хиббан в «ас-Сахихе», аль-Хаким в «аль-Мустадраке», Ибн Маджа в «ас-Сунане» и др. Аль-Хаким назвал его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби. 

Некоторые богословы причисляют к этой разновидности сновидения пророков. Сюда относится видение Ибрахима, о котором нам поведал Аллах: «...он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя» (ас-Саффат, 37:102). Сюда же относятся и видения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые являлись ему в начале пророческой миссии, о которых сообщается в хадисе Аиши, переданном аль-Бухари и Муслимом: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, началось с благих видений во сне, и когда он видел их, они приходили подобно утренней заре». 

Вторая ступень – это беседа через завесу без посредников. Известно, что таким путем получали откровение лишь некоторые из пророков и посланников. В писании Аллаха неоднократно упоминается о том, что Всевышний Аллах беседовал с Мусой: «А с Мусой (Моисеем) Аллах вел беседу» (ан-Ниса, 4:164); «Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним» (аль-А'раф, 7:143). Аллах также разговаривал с Адамом, о чем сообщается в словах Всевышнего: «Адам принял слова от своего Господа» (аль-Бакара, 2:37). А в ночь вознесения на небеса Всевышний Аллах разговаривал с нашим Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, о чем достоверно известно из Сунны. На эту ступень в аяте указывают слова Всевышнего: «...или через завесу».

Третья ступень – это откровение, переданное посредством ангела. О такой форме откровения свидетельствуют слова Всевышнего: «Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает». Примером этого является то, как ангел Джибрил приносил откровения от Аллаха пророкам и посланникам.

Все коранические откровения были ниспосланы именно так. Аллах произнес их, ангел Джибрил услышал их от Него и передал Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний сказал: «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибрил) сошел с ним  на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (аш-Шуара, 26:192-194); «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной» (ан-Нахль, 16:102).

Джибрил передавал откровение нашему Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, в трех состояниях.

Во-первых, он являлся к нему в том облике, в котором был сотворен. В предыдущей главе мы уже отметили, что это произошло всего дважды. 
Во-вторых, откровение являлось к нему подобно колокольному звону. Когда же ниспослание его прекращалось, он запоминал то, что ему было сказано.
В-третьих, ангел Джибрил представал перед ним в облике человека и разговаривал с ним, передавая ему откровение. В качестве примера этого можно привести вышеупомянутый хадис о том, как Джибрил задал Пророку, мир ему и благословение Аллаха, несколько вопросов о ступенях веры. 

О последних двух состояниях Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, отвечая на вопрос аль-Хариса б. Хишама: «О посланник Аллаха! Каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Он (Джибрил – прим. пер.) покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим



Из книги «Основы веры в свете Корана и Сунны


Категория: Вероубеждение | Просмотров: 717 | Добавил: Абу_Мухаммад_Ас-Саляфи