Главная » 2008 Декабрь 13 » Шарх хадиса из "Садов праведных", сделанный Ибн ‘Усаймиином
01:20 Шарх хадиса из "Садов праведных", сделанный Ибн ‘Усаймиином | |
ибн ‘Абд Манâф ибн Зухра ибн Киляб ибн Мурра ибн Ка'б ибн Луайй аль-Ķураши аз-Зухри, да будет доволен им Аллâх, один из десяти услышавших радостную весть о Рае, да будет доволен Аллâх всеми ими, сказал: Когда в год прощального паломничества я тяжело заболел, а Посланник Аллâха (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) пришел навестить меня, я сказал: «Поистине ты видишь, до какой крайности довела меня эта болезнь! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «А половину, о Посланник Аллâха?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «А треть, о Посланник Аллâха?» Он сказал: «Треть, но и трети будет много, ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей! И, поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллâха, и даже за то, что положишь в рот своей жене». Тогда я спросил: «О посланник Аллâха, оставят ли меня здесь после (того, как уедут) мои товарищи?» Он сказал: «Тебя ни в коем случае не оставят, и какое бы праведное дело ты не совершил, оно непременно возвысит тебя. Кроме того, возможно, что ты проживешь еще долго, чтобы благодаря тебе одни люди получили пользу, а другим был нанесен вред. О Аллâх, заверши переселение для моих сподвижников и не вынуждай их отступать! О бедный Са'д ибн Хауля!», - и Посланник Аллâха (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) стал выражать сожаление в связи с тем, что этот человек умер в Мекке. (Аль-Букхâри; Муслим). Автор (да помилует его Аллâх) сказал: в том, что передается от Са‘ада ибн Аби Уаккâĉа, мы видим, что Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) пришел навестить того, когда он тяжело заболел. И это было в Мекке, а Са‘ад был одним из мухаджиров, которые переселились из Мекки в Медину, оставили свой город ради Аллâха. Из поступков Пророка (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) было то, что он навещал своих сподвижников, когда они болели, как и тех, кого он имел обыкновение навещать, потому что он был лучшим из людей своей нравственностью и он является имамом (предводителем), за которым следуют, да пребудет с ним мир и благословение Аллâха. Был он лучшим из людей своим ахляком, самый мягкий из них к своим сподвижникам и сильнее всех своей любовью к ним. Он пришел навестить его, и Са‘ад сказал: О Посланник Аллâха: «Поистине ты видишь, до какой крайности довела меня эта болезнь!», т.е. его постигла сильная и мучительная боль. «Я богат», т.е. у меня большое состояние; «а наследников, кроме дочери, у меня нет», т.е. у него была одна единственная дочь; «так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?», т.е. раздать как садака. Он сказал: «Нет». Я спросил: «А половину, о Посланник Аллâха?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «А треть, о Посланник Аллâха?» Он сказал: «Треть, но и трети будет много». Са‘ад хотел раздать свое имущество бедным, но Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) запретил это, потому что Са‘ад находился в таком состоянии - он был тяжело болен и опасался смерти. И поэтому Посланник Аллâха (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) запретил ему раздать в качестве садака больше трети. Отсюда следует, что больному смертельной болезнью запрещено жертвовать более трети имущества, потому что на его имущество имеют больше прав другие, и это его наследники. Что касается здорового человека, у которого нет болезни или есть, но легкая, от которой он не опасается смерти, то он может раздать столько, сколько пожелает: треть, половину, две трети или всё имущество, в этом нет запрета. Однако недопустимо жертвовать все имущество, кроме случаев, когда у человека есть что-то, благодаря чему он не будет нуждаться в рабах Аллâха. Важно то, что Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) запретил ему раздать больше трети состояния. Он сказал: «Треть, но и трети будет много», и это далиль на то, что если он убавит от трети, то это будет лучше и правильнее. И поэтому ибн Аббас (да будет доволен им Аллâх) сказал: «Если бы не люди, то снизилось с трети до четверти», потому что Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: : «Треть, но и трети будет много». Абу Бакр (да будет доволен им Аллâх) сказал: «Я доволен тем, чем Аллâх доволен для него (для Посланника Аллâха (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям))», т.е. пятой частью. И он завещал пятую часть, да будет доволен им Аллâх. Сегодня мы видим, как люди завещают треть имущества в качестве милостыни, хоть это и допустимо, но лучше, если это будет четверть или пятая часть. Фукаха (да помилует их Аллâх) сказали: «Будет лучше завещать пятую часть, ничего не прибавляя к ней, следуя за Абу Бакром Сиддиком" (да будет доволен им Аллâх). Потом Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: «ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей!». Т.е. в твоем положении тебе следует оставить имущество себе и не раздавать его; и даже если ты умрешь, то твои потомки обогатятся от твоего имущества, что будет лучше, чем бросить их нищими, не оставив им ничего: «вынужденными просить у людей», они будут протягивать руки: «подайте нам, подайте нам!». И это далиль (доказательство) на то, что, когда умирающий составляет завещание, деля имущество между своими наследниками, то это будет лучше для него. Пусть люди не думают, что когда наследники делят имущество умершего, что ему не будет за это награда (аджр)! Нет же, ему будет за это награда, потому что Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: «поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей…». Потому что, оставив потомкам наследство, ты тем самым помогаешь им, и они твои близкие родственники, а если ты раздашь милостыню, то ты поможешь чужим, но садака для близких лучше, чем садака для чужих, потому что милостыня для родственников способствует поддержанию родственных связей. Потом он сказал: «И, поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллâха, и даже за то, что положишь в рот своей жене». Т.е.: если ты потратишь имущество, будь то динар или дирхам, или одежда, или постельное белье, или еда, или что-либо еще, стремясь посредством этого к Лику Аллâха, то тебе воздаться. Мы видим из этих слов – «ради Лика Аллâха» - т.е. ставишь цель достичь Рая, так, что ты увидишь Лик Аллâха, Велик Он и Возвышен. Потому что обитатели Рая – о Аллâх, сделай меня и вас из их числа – увидят Аллâха субханаху ва тааля, и будут смотреть на Него своими глазами, открытым взглядом, как они видят солнце в безоблачный день или как луну в полнолуние, это значит, что они увидят по истине. «и даже за то, что положишь в рот своей жене», т.е. за кусочек, которым ты накормишь ее, ты получишь награду, если ты ставишь себе целью Лик Аллâха, и вместе с тем, расходование на жену является обязательным делом (ваджиб), и если ты не расходуешь, она может сказать: «Или расходуй или разведись». И в то же время, если ты будешь тратить на свою жену, желая Лика Аллâха, то тебе Аллâх вознаградит тебя за это. И точно так же, когда ты расходуешь на своих детей, или на свою мать, или отца, и даже если ты тратишь на себя, стремясь к Лику Аллâха, Аллâх воздаст тебе за это. Потом Са‘ад (да будет доволен им Аллâх) сказал: «О посланник Аллâха, оставят ли меня здесь после (того, как уедут) мои товарищи?», т.е. я останусь после своих товарищей и умру в Мекке? Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) разъяснил, что он не останется, сказав: «тебя ни в коем случае не оставят», и объяснил, что даже если бы он остался (в Мекке), потом совершал дела, стремясь к Лику Аллâха, то нашел бы их у Аллâха в высокой степени и приумноженными. «Какое бы праведное дело ты не совершил, оно непременно возвысит тебя». Это значит, что если б тебе было предписано быть оставленным сподвижниками, не найдя возможности выйти из Мекки, и ты бы совершал дела, стремясь к Лику Аллâха, то поистине Аллâх Всевышний прибавил бы тебе благодаря им наград и даровал высокую степень. И Аллâх Велик Он и Славен возвысит тебя в степенях Рая, даже если бы ты остался в Мекке после того, как сделал хиджру из нее. «Возможно, что ты проживешь еще долго», (дословно: возможно, ты останешься), т.е. будешь жить долго в этой дунья, и так и произошло. Поистине, Са‘ад ибн Аби Уаккâĉ прожил долгую жизнь, и, как упоминают ученые, он дожил до 82 лет, и у него было 17 сыновей и 12 дочерей. «Возможно, что ты проживешь еще долго, чтобы благодаря тебе одни люди получили пользу, а другим был нанесен вред» - и так и произошло. Са‘ад – да будет доволен им Аллâх – выжил и оставил большой след в распространении Ислама: он участвовал в великих открытиях и завоеваниях земель, и благодаря ему одни люди получили пользу, и это мусульмане, а другим был нанесен вред, и это кяферы. Потом Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: «О Аллâх, заверши переселение для моих сподвижников», он просил Аллâха завершить хиджру для своих сподвижников, и это по двум причинам: Первое: укрепить их в имане, потому что когда человек укрепился в вере, он утвердился и в хиджре. Второе: чтобы никто из них не вернулся в Мекку после того, как покинул ее, переселяясь к Аллâху и Его Посланнику. Потому что когда ты переселяешься (хиджра) из какой-либо страны (или города) к Аллâху и Его Посланнику, то это как если ты раздашь милостыню (садака). Страна становится как милостыня (садака), нельзя вернутся обратно. И так с каждой вещью, которую человек оставил ради Аллâха, он не должен возвращаться к ней. Например, многие люди согласились выбросить телевизор из своих домов, раскаявшись перед Аллâхом (сделали таубу), отказались от него, потому что в телевидении есть зло. И эти люди спрашивают, можно ли сейчас нам вернуть телевизоры обратно в наши дома? Мы скажем: нет, после того как вы выкинули его ради Аллâха, нельзя вернуть его, потому что, если человек оставляет что-то ради Аллâха, делает хиджру от чего-либо к Аллâху, он не должен возвращаться к этому. И поэтому Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) попросил своего Господа завершить для своих сподвижников хиджру. Его слова: «и не вынуждай их отступать!», т.е. не допускай, чтобы их иман уменьшался и чтоб они поворачивали свои спины, потому что куфр (неверие) – это регресс, а иман – это развитие в отличие от того, что говорят сегодня атеисты, приписывая Исламу отсталость. Они говорят, что для прогрессивности необходимо отделить человека от Ислама, чтобы он вел светский образ жизни, т.е. чтобы он не делал различия между иманом и куфром – прибегаю к Аллâху от подобного – между нечестием и подчинением, но иман – это истинный прогресс. Развитые люди – это верующие, и прогресс приходит с иманом, вероотступничество – это поворачивание спин, как сказал Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) здесь «и не вынуждай их отступать!». В этом хадисе содержится много великой пользы: Из руководства Посланника Аллâха (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) - посещение больного, потому что он посетил Са‘ада ибн Аби Уаккâĉа (да будет доволен им Аллâх). В посещении больного есть польза как для посещающего, так и для посещаемого. Что касается посещающего, то он соблюдает право своего брата-мусульманина, потому что из прав твоего брата, чтобы ты навестил его в болезни. Посещающий больного словно вкушает плоды из Рая до тех, пока не вернется. И это напоминает посещающему милость Аллâха к нему в здравии, потому что когда он видит этого больного и то, что его постигло из болезни, потом задумается над своим положением, что он здоров и избавлен от подобного, какая милость Аллâх по отношению к нему, потому что всё познается в сравнении. Это притягивает любовь и симпатию. Поистине, когда человек навещает больного, то это навсегда остается в сердце больного, он вспоминает об этом, и каждый раз, вспоминая, он начинает любить того, кто навестил его. Это часто проявляется, когда больной выздоравливает. И эта встреча приводит к благодарности, и ты найдешь его сердце открытым благодаря этому поступку. Что касается посещаемого, то для него также есть польза в этом: Эта встреча дает ему спутника, открывает его сердце, истребляет то, что есть в нем из грусти, печали и болезни. И, возможно, эта встреча поможет ему вспомнить хорошее, покаяться (сделать таубу), напомнит о составлении завещания, если он хочет что-то завещать из дунья или другого (наказ). В этом есть также много пользы. И поэтому ученые сказали: необходимо для того, кто посещает больного, чтобы он облегчил ему его участь, т.е. обрадовал его. Пусть скажет: МашаАллâх, ты сегодня в хорошем состоянии (хайр), и тому подобное. Необязательно говорить: ты очень хорошо выглядишь, потому что он, может, сегодня чувствует себя хуже, чем вчера. Но пусть скажет: ты сегодня в хорошем состоянии, потому что для верующего любое состояние является благом (хайр), если его постигает бедствие, это благо для него, и если постигает его радость, это благо для него. И пусть говорит: ты сегодня пребываешь в благе, и хвала Аллâху – и наподобие этого, что вселяет радость и утешение. Срок предписан, принесет ли эта болезнь смерть или отступит, и больной выздоровеет. И также необходимо напомнить о таубе больному, только пусть не говорит это сразу, чтобы больной не встревожился и не подумал про себя: если б моя болезнь была неопасной, то он не говорил бы мне про таубу. Но пусть начнет с аятов и хадисов, где восхваляются кающиеся, и таким же способом необходимо напомнить о завещании. Пусть не говорит ему: сделай завещание, поистине твой срок приблизился. Если скажет так, то напугает. Пусть напомнит в виде рассказа. Например: жил один человек, у которого был долг, и он завещал своей семье расплатится с ним и т.п. словами, которые не отвращают слушающего. Обладающие знанием сказали: если видно, что больной желает, чтобы ему прочитали (Коран или рукъя), то необходимо прочитать ему то, что пришло от Пророка (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям), например: أَذهِبِ البَاسَ ، رَبَّ النَّاسِ ، وَاشفِ أَنتَ الشَّافِي ، لا شِفَاءَ إِلا شِفَاؤُكَ ، شِفَاءً لَا يُغَادِرُ سَقَمًا «Азхиб иль-бāс, Рабби ль-ннāс, уашфи анта аль-Шāфи, ляа шифā‘‘ илля шифā‘‘ука, шифā‘‘ан ляа йуґāдир саķама» (Устрани вред, о Господь людей, и излечи его, ведь Ты – Излечивающий, и нет излечения кроме Твоего излечения, с исцелением, которое не оставляет после себя болезни) (Букхāри (5675) и Муслим (2191)). Или прочитать суру Фатиха, потому что эта сура является рукъя, с помощью которой заговаривают болезни, а также укусы скорпиона или змеи и т.п. Когда посещающий видит, что больной любит, чтобы ему читали, то пусть читает, чтобы не вынуждать больного просить ему читать, потому что Пророк (Ĉалл Аллāху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: «Я видел 70 тысяч из своей общины, которые войдут в Рай без расчёта и наказания». И он сказал: «Это — те, которые не просят других заговаривать их, не верят в дурные предзнаменования, судя по полёту птиц,3 не делают себе прижиганий и уповают на своего Господа». (Аль-Букхâри, 5752). Его слова: «которые не просят других заговаривать их», т.е. которые не требуют кого-либо прочитать для него. Поэтому, если ты видишь, что больной желает, чтобы ему почитали, то почитай, что бы не вынуждать его просить об этом. И точно так же, когда ты видишь, что больной хочет, чтоб ты подольше оставался у него. Задержись у него, ведь ты пребываешь в благе и будешь вознагражден. И оставаясь у него дольше, ты вселяешь в его сердце радость, и, возможно, это станет причиной выздоровления, потому как радость и счастье являются одними из главных причин излечения. И поэтому, когда ты видишь, что ему нравится, что ты остаешься у него, останься, посиди подольше с ним до тех пор, пока не поймешь, что он устал. А если ты видишь, что больной обременен твоим визитом и ему это не нравится, или он хочет, чтобы ты ушел, чтобы он смог побыть со своей семьей, то не задерживайся, спроси о его самочувствие и уходи. Еще одна польза, которую мы извлекаем из этого хадиса: прекрасный нрав Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И нет сомнения в том, что Пророк наилучший из людей своим нравом, потому что Аллах сказал: "Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут! Ты по милости своего Господа не являешься одержимым. Воистину, награда твоя неиссякаема. Воистину, твой нрав превосходен". (Письменная трость, 1-4). Самым превосходным среди людей своей нравственностью и лучший из них – это Пророк . И поэтому он навещал своих сподвижников, ходил к ним в гости, приветствовал их, да благословит его Аллах и приветствует. Из польз этого хадиса то, что человеку нужно совещаться с обладателями знания, т.к. Саад ибн Аби Ваккас - радыя Ллаху анху – просил совета Пророка , когда хотел пожертвовать часть своего имущества, сказав: «О Посланник Аллаха! «Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Он сказал: «Нет»…». Из этого хадиса видно, что необходимо советоваться с обладателями знания и мудрости, и с каждым человеком в соответствии с его положением. Например, когда ты желаешь утвердиться в каком-либо деле религии, то посоветуйся с обладателями знания, потому что они больше других осведомлены в делах религии. Когда человек хочет купить дом, то пусть посоветуется с риелтором, когда человек хочет купить машину, то пусть посоветуется с автослесарем и т.д. И поэтому говорят: «Не будет в ущербе тот, кто прочитал молитву Истихара, не будет сожалеть тот, кто попросил совет». И человеку без сомнения недопустимо думать о себе, что он совершенный, кто утверждает, что он совершенный, тот ущербен. Необходимо, чтобы он консультировался, особенно в тех важных делах, которые касаются вопросов религии. Человек может иметь усердие и расположение к совершению какого-то дела, которое, по его мнению, правильное и в нем ничего плохого нет, но разговоры о нем не имели результата либо из-за неподходящего времени, либо места, либо положения. Поэтому Пророк оставил строительство Каабы на фундаменте Ибрахима, опасаясь смуты. И сказал Аише (да будет доволен ее Аллах): «О ‘Аиша, если бы твои соплеменники не были (столь) близки к джахилийи, я обязательно велел бы разрушить каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от неё отделено, и опустил бы (её дверь до уровня) земли, и сделал бы в ней две двери — восточную и западную, и (перестроил бы её на основе) фундамента (, заложенного) Ибрахимом».(Бухари). Т.е. чтобы люди могли спокойно входить в дом Аллаха, но он оставил это, опасаясь фитны, хотя в этом была польза. И выше этого то, что Аллах Всевышний запретил ругать божеств многобожников, хотя их божества достойны порицания и оскорбления, и того, что от них отгоняли и предостерегали, т.к. ругань их приводит к ругани Господа Великого, Пречистого от всякого порицания и недостатка, Аллах Могущественный сказал: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния.» (6, 108). Важно знать, что какая-либо вещь хороша в своих границах, но она не будет хорошей, не будет мудростью, разумным, советом (насыйха), если о ней упомянут в неподходящее время или месте, или положении, даже если, по сути, это истина и правда, неоспоримый факт. И после этого человеку необходимо советоваться с обладателями знания, мнения и совета в деле до того, как он не приступит к нему, чтобы у него был довод, потому что Аллах сказал Своему лучшему творению , превосходящему в мнении людей, лучшему советчику Мухаммаду: «Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих.» (3, 159). И это Посланник Аллаха , лучший из людей своей мудростью , превосходящий их разумом, самый точный в своих наставлениях – да пребудет с ним мир и благословение Аллаха. Возможно, человек, поддавшись эмоциям, устремится к чему-либо, скажет: «Это ради Аллаха, я сделаю это, и буду открыто говорить правду, я скажу: пусть не упрекает меня упрекающий». Потом виден плохой результат, поистине, в большей степени сыграли чувства, и он последовал за ними и не смотрел на окончательный результат, он не выбирал, не сравнивал дела. В большинстве случаев из-за него случаются нечестия, о которых известно только Великому Аллаху, хотя его намерения были благими и цели хорошими, но не хорошо поступать по своему усмотрению, потому что есть разница между хорошим намерением и самоуправством. Иногда бывает хорошее намерение, но плохие поступки. А если намерения плохие, то в большинстве случаев плохие намерения приводят к плохим поступкам, и вместе с тем бывает человек делает хорошие дела, чтобы достичь плохие цели. Человек восхваляется за хорошее намерение, но не за плохое дело, кроме случаев, когда человек известен своей искренностью по отношению к другим и своим благоразумием. Если такой человек совершит дурное дело по ошибке, надо найти ему оправдание и не надо ругать его, порочить за плохой результат, но надо объяснить ему, что он ошибся в этом деле, которое не согласовано его с мудростью. Найди ему оправдание, дай совет, скажи: «О брат, эти твои слова, или дела, хорошие, благие и правильные по сути, но не в этом месте или не в это время, или не в этой ситуации». Важно, что в хадисе Саада ибн Аби Ваккаса – да будет доволен им Аллах – есть указание на то, что человеку необходимо советоваться с тем, у кого больше знаний и мудрости. Также в этом хадисе содержится указание на то, что тот, кто просит совета, должен рассказать ситуация во всех подробностях, так, как есть, чтобы советнику стало ясно это дело как оно есть, и он понял его суть и дал правильный совет. Поэтому Саад сказал: «Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет». И его слова «я богат» - указание на причину, из-за которой он хочет раздать милостыню, а в словах «а наследников, кроме дочери, у меня нет» - указание на то, что нет препятствий для того, чтобы раздать милостыню. Тот, с кем советуются, в свою очередь должен бояться Аллаха Всевышнего в том, в чем его просят совета. Его не должны охватывать чувства, потому что некоторые люди, когда у них просят совета, и они видят, что человек склоняется к какому-либо делу больше или к какому-либо мнению, то советует именно его. И говорит: Я хочу посоветовать ему то, к чему он сам склоняется. Это большая ошибка, мало того, это предательство. Если кто-то с тобой советуются, то ты обязан (ваджиб) сказать человеку то, в чем ты видишь истину, и в чем есть польза, понравится ему или нет. И если ты поступишь таким образом, то ты проявишь к нему искреннее отношение и выполнишь свою обязанность. Затем, если он послушает тебя и согласится, что ты прав, то это и требовалось от тебя, а если не прислушается к твоему совету, то ты выполнил свое обязательство перед ним. А если ты будешь советовать человеку то, к чему он сам стремится, как тебе кажется из его слов, то это большая ошибка, даже предательство, вместе с тем, что ты мог ошибиться в своих предположениях, думая, что он хочет этого, а на самом деле он не хочет. И это великая потеря: во-первых, исходя из плохих мыслей; во-вторых, со стороны плохой цели. В словах Посланника Аллаха «Нет» далиль на то, что дозволено использовать слово «нет», и в этом нет ничего неправильного. Пророк использовал слово «нет» и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, также употребляли слово «нет». В одном из походов верблюд Джабира – да будет доволен им Аллах, заболел, и Джабир остался в хвосте войска, и к нему подошел Пророк . Дело в том, что он, заботясь о своей общине, всегда шел позади войска, а не впереди. Он шел позади и видел их, чтобы помочь тому, кто будет нуждаться в чем-то – да благословит его Аллах и приветствует. Посмотри на скромность и наилучшую заботу. «Пророк догнал Джабира, верблюдица которого заболела и не могла идти дальше. Пророк ударил ее и сделал за нее дуа. Сказал: «Продай мне ее за аукыя» (мера серебра). Джабир сказал: «Нет». (Бухари). И Пророк не порицал его за слово «нет». Пророк ответил Сааду – да будет доволен им Аллах – на вопрос «не раздать ли мне две трети своего имущества?»: «нет». Поэтому нет ничего запретного в употреблении слова «нет», и это не является плохими манерами и отсутствием этикета. Но большинство людей сейчас избегают говорить «нет» и заменяют его на «саляматик» (типо на здоровье), и это прекрасно, что он призывает на тебя здоровье, но если он говорит: «нет», то в этом нет ничего плохого. Также из польз этого хадиса то, что больному смертельной болезнью запрещается раздавать более, чем треть имущества, кроме случаев, когда наследники дают на это разрешение, потому что наследники имеют право на то имущество, которое принадлежит больному. И запрещено раздавать более трети в согласии со словами Пророка : «Треть, но и трети будет много». И в этом довод на то, что милостыня должна быть меньше трети, как сказал Ибн Аббас да будет доволен им Аллах: «О, если бы люди снизили с трети до четверти, потому что Пророк сказал: «Треть, но и трети будет много». И этот хадис указывает на то, что больному болезнью, от которой он опасается смерти, запрещено раздавать больше трети имущества – ни как милостыню, ни на участие в строительстве мечети, ни на подарки и ни на что другое. И пусть не прибавляет ничего к трети, потому что Пророк запретил Сааду ибн Аби Ваккасу раздать превыше трети. Необходимо уменьшить с трети до четверти, пятой части и меньше этого… Потому что Пророк посоветовал уменьшить с трети в словах: «и трети будет много». Завещание подобно милостыни, поэтому запрещено завещать более трети имущества. И лучше будет, если он завещает пятую часть, потому что Абу Бакр – да будет доволен им Аллах – сказал:«Я доволен тем, чем Аллах доволен для него (для Посланника Аллаха ): пятой частью», и он завещал пятую часть. Фукаха сказали, что сунной является завещать пятую часть, если у него большое имущество. Также здесь указание на то, что, если у человека мало имущества, и его наследники бедны, тогда лучше будет ничего не завещать в качестве милостыни – ни много, ни мало, согласно словам : «ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей!». В отличие от того, как считают в наше время, думая, что человек должен составить завещание, это ошибочно. Если у человека мало имущества, а наследники его бедны, то он не должен оставлять завещание, лучше будет, если он не оставит завещания. Также некоторые думают, что, если человек не оставил завещания, то ему не будет за это награда (аджр). Однако, если человек оставит свое имущество наследникам, то ему будет за это вознаграждение, даже не смотря на то, что им остается наследство в любом случае. И если он поступит в соответствии с советом Пророка : «ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей!», и награда за это больше, чем, если он просто раздаст как милостыню что-то из своего имущества. Мы видим в этом хадисе, как сподвижники, переселившиеся из Мекки, боялись умереть в ней, потому что Саад – да будет доволен им Аллах – сказал: «оставят ли меня здесь после (того, как уедут) мои товарищи?». Из этого предложения видно, что он не хотел умереть в Мекке после того, как переселился из нее к Аллаху и Посланнику. И так с каждой вещью, которую человек оставил ради Аллаха. Не допустимо возвращаться к ней. И в этом хадисе мы видим явное чудо Посланника Аллаха , и это потому, что он истинный посланник. Он сказал: «Тебя ни в коем случае не оставят, и какое бы праведное дело ты не совершил, оно непременно возвысит тебя. Кроме того, возможно, что ты проживешь еще долго, чтобы благодаря тебе одни люди получили пользу, а другим был нанесен вред». И дело обстояло так, как предполагал Пророк : Саад – да будет доволен им Аллах – дожил до правления Муавии до преклонного возраста. И это из знамений Пророк то, что он сообщает о чем-либо, и оно так и происходит. Однако, это не является предсказанием будущего, это предположение, т.к. он сказал: «возможно, что ты проживешь», он не утверждал, но случилось так, как он предполагал. В этом хадисе указание на то, что если человек делает праведное дело ради лика Аллаха, оно непременно возвысит его, даже если он будет находиться там, где ему недозволенно находится, потому что нахождение и дело – разные вещи. И поэтому более правильное мнение ученых о том, когда человек молится на несправедливо отобранной земле, что его молитва действительна, потому что не запрещается молиться, но запрещено несправедливо присваивать чужое имущество. Запрет направлен не на молитву, поэтому она действительна в этом месте, но греховно пребывать в этом месте. И если бы Пророк сказал: «Не молись на несправедливо изъятой земле», то твоя молитва была бы недействительна, подобно тому, как мы говорим: если ты помолишься на кладбище, то твоя молитва недействительна, потому что Пророк сказал: «Вся землю является мечетью, кроме кладбища и бани» (Абу Давуд), кроме молитвы джаназа, потому что на кладбище допустима только джаназа-молитва. И в этом хадисе есть указание на то, что, когда человек тратит что-то, стремясь к лику Аллаха, то ему воздастся за это, даже если он расходует на свою семью и жену и даже на себя, стремясь при этом к Лику Аллаха, то Аллах воздаст ему за это. В этом указание на то, что намерением человека должно быть приближение к Аллаху во всем, в чем он расходует, чтобы ему было за это вознаграждение (аджр). Всё: будь то много или мало, на себя или на свою семью, или на друзей, или на какого-либо человека, если ты стремишься при этом к Лику Аллаха, то Аллах воздаст тебе за это. Его слова: «О бедный Са'д ибн Хауля!» - Саад ибн Хауля, да будет доволен им Аллах, был одним из мухаджиров, которые переселились из Мекки, но Аллах предопределил ему умереть в ней, и он умер в ней, и Пророк оплакивал его, т.е. ему было больно, что тот умер в Мекке. И мухаджиры не желали умирать в Мекке после того, как переселились из нее. И это то, что мы разъяснили из этого хадиса. Автор – да помилует его Аллах – упомянул его в главе «Намерение», потому что Пророк сказал Сааду: «И, поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене». И этот хадис указывает на необходимость проявлять искренность, если человек своими делами и расходами стремится к Лику Аллаха, и он получит за это награду (аджр), и это возвысит его степень у Аллаха Азза ва Джаль. ВаЛлаху муваффик | |
Категория: Хадис | Просмотров: 882 | |