Главная » 2008 Декабрь 14 » Законоположение относительно дополнительных молитв,совершаемых до пятничной молитвы (салят аль-джума) Отведение некоторых сомнений
09:37 Законоположение относительно дополнительных молитв,совершаемых до пятничной молитвы (салят аль-джума) Отведение некоторых сомнений | |
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и просим о помощи и прощении, у которого мы ищем защиты от зла наших душ и наших скверных деяний! Кого Аллах поведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах введет в заблуждение, того никто не направит прямым путем. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и посланник. «О те, которые уверовали! Страшитесь Аллаха должным образом и не умирайте, не обратившись в ислам!» «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару для него, а от них обоих произвел и расселил [по свету] много мужчин и женщин. Бойтесь же Аллаха, именем которого вы предъявляете друг другу [свои права], и не разрывайте родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. И тогда Он благоустроит ваши дела и простит ваши грехи. А тот, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, достигнет великого успеха». А затем: Поистине, лучшим из повествований является Писание Аллаха, а лучшим из руководств – руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Самым худшим же из деяний являются религиозные новшества, ибо любое религиозное новшество – это ересь, любая ересь – это заблуждение, а любое заблуждение приводит в Ад. Поистине в наши дни мы видим много разных мусульман. Каждый из них имеет свои убеждения, свои определённые знания, свой нрав. И каждый из них в процессе дискуссий приводит свои доводы относительно той или иной темы и пытается доказать свою правоту. Но правы ли они? Действительно ли каждый из тех мусульман, который считает себя или которого считают люди знающим, приводит правильные доводы? Ответ кроется в сегодняшней жизни мусульман. Разве существующие на сегодняшний день нововведения или заблуждения не появились по причине мусульман? И даже если за всей этой смутой стояли неверные, то чаще всего их орудиями оказывались невежественные мусульмане. И посредством этих невежд распространялась смута в исламской умме. И по этой причине мы сегодня в мечетях видим разных мусульман, а порой даже удивительных. Одни входят в мечеть и сразу садятся, не совершив молитву приветствия, другие же хором читают сомнительные молитвы, третьи проводят руками по своим лицам, четвёртые после пятничной молитвы совершают полуденную молитву, как они говорят на всякий случай, и так далее, всего не сосчитаешь. Но при всём при этом каждый из них уверен в своей правдивости. В данной брошюрке я затронул одну из больных тем сегодняшних мусульман. Это совершение дополнительных молитв до пятничной молитвы. Эта болезнь, от которой трудно вылечить многих. И даже если приводятся ясные доводы, многие, отворачиваясь, говорят уже известные нам слова: «Я следую мазхабу» или «Я следую имаму» и т.д. Но в большинстве случаев они оказываются на столько невежественны, что обнаруживается, что они вовсе следуют не своему мазхабу, а какому-либо другому. Но даже это их не останавливает. О мусульмане! Поистине незнание это мрак! Невежда подобен человеку оказавшемуся в тёмной комнате и куда бы он ни пошёл он стукается головой о стены, и трудно ему найти дверь, которая выведет его из этого мрака. Поистине большего успеха добьются те люди, которые беспристрастны в своих действиях, а особенно если это касается религии. И поистине у мусульман один имам, Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует, и он лучший из имамов и только он является светилом, который может привести мусульманина в рай. И поэтому каждый мусульманин должен поставить цель и целью его должна быть сунна, которой он станет придерживаться. И следует оставить лжецов и невежд, которые возводят ложь на него и пытаются изменить его сунну. И этот вопрос относится именно к той категории вопросов, который возник по причине беспредела некоторых невежественных людей. Они, стараясь защитить свой мазхаб или своего шейха стали следовать их ошибкам, вопреки их же словам. Ведь каждый из этих имамов ставил перед собой цель принимать достоверные хадисы, и оставлять всё то, что противоречит им. Сказал Всевышний Аллах: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». «Пусть же остерегаются те, которые противятся его (пророка) воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». 1. Сказал имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах: «Если хадис достоверный, тогда это и есть мой мазхаб». «Если мои слова будут противоречить Книге Аллаха и хадисам Посланника Аллаха, то оставьте их». 2. Сказал имам Малик, да будет милостив к нему Аллах: «Я всего лишь человек. Иногда говорю правду, а иногда ошибаюсь. Принимайте то, что соответствует Книге и сунне, а то что не соответствует оставляйте». «Слова каждого могут быть приняты и могут быть отвергнуты, кроме слов Посланника Аллаха». Сказал имам аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах: «Каждый хадис от Посланника Аллаха, является моим словом, даже если вы их не слышали от меня». Если в моих книгах найдёте что-то, что противоречит сунне Посланника Аллаха, то следуйте пророку, а меня оставьте». Сказал имам Ахмад, да будет милостив к нему Аллах: «Тот кто откажется от слов Посланника Аллаха, окажется над пропастью в которой он погибнет». «Не следуйте слепо за мной, за Маликом, за аш-Шафии, и за Аузаи и ас-Саури. Берите (знания) оттуда откуда брали они». Сообщается от Нафи, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, совершал долгую молитву до пятничной молитвы, и совершал два раката молитвы у себя дома после пятничной молитвы. И говорил, что так поступал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. В пятничный день, пророк, мир ему и благословение Аллаха, выходил из своего дома, поднимался на минбар, а затем муаззин начинал азан. После завершения слов азана пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднимался для произнесения хутбы. Если бы после азана пятничной молитвы существовали бы дополнительные молитвы, то пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал своим сподвижникам совершать его и совершал бы это сам. Однако во времена пророка, мир ему и благословение Аллаха, до хутбы произносимой хатибом был только азан. Что касается хадиса от Ибн Умара, то под словом долгой молитвы имеется ввиду молитва совершаемая до азана, так как Ибн Умар очень рано приходил в мечеть. Ибн Мунзир так же упоминает о том, что Ибн Умар совершал до пятничной молитвы около двенадцати ракатов. И этот хадис приводят в доказательство наши оппоненты. Однако следует отметить, что Ибн аль-Каййим в своём труде «Зад аль-миад» пишет: «После того как Биляль завершал слова азана, пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух ракатов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джума подобна праздничной молитве. И нет до них молитвы (сунны). И это является воззрением уляма и сунна это доказывает. Так как пророк , да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк , да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, тот час же начинал произносить проповедь. И это очевидно». Существует группа людей, которые в доказательство существования дополнительных молитв до салят аль-джума приводят следующий хадис от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Сообщается, что Джабир бин 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Как-то раз) во время произнесения пророком, да благословит его Аллах и приветствует, хутбы в пятницу (в мечеть) вошёл один человек. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) спросил (этого человека): "Cовершил ли ты молитву, о такой-то?" (Вошедший) ответил: "Нет". (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "(Тогда) встань и соверши молитву"». Этот хадис, по мнению некоторых, доказывает то, что до салят аль-джума существует как минимум два раката дополнительной молитвы. Для того, что бы сделать такой вывод этого хадиса не достаточно. Потому что как мы знаем при входе в мечеть есть еще молитва, состоящая из двух ракатов которая называется молитвой приветствия мечети (ат-тахиййат аль-масджид). Почему же эти люди считают, что этот хадис указывает именно на дополнительные молитвы, совершаемые до салят аль-джума? Здесь возникают два варианта ответа: 1. Они не знают о существовании молитвы приветствия 2. Они пытаются любыми способами оправдать свои действия Первый случай ясен. И если человек придерживается беспристрастия по отношению к религии, то доводов ему будет достаточно. Проблема во второй категории людей, которым способен помочь только Всевышний Аллах, наставив их на истину. И причина их заблуждения зачастую именно в их несправедливости и привязанности к мнениям своих имамов. В дискуссии с такими людьми нашей обязанностью является ясная передача, то есть привести человеку ясные доводы относительно того или иного вопроса. И если после этого человек станет что-то противопоставлять против доводов из сунны, лучше оставить спор, так как это превратится в потерю времени, которого и так не хватает. В таких случаях следует вспомнить слова имама Малика, да смилостивиться над ним Аллах: «Аль-Хатиб передал, что Исхак бин Иса сказал: Я слышал, как Малик бин Анас порицал споры о религии и говорил: “Всякий раз, когда к нам являлся человек, больше всех любивший поспорить, он хотел, чтобы мы отвергли то, с чем пришел Джибриль к пророку, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха”» . Имам Малик, да смилостивиться над ним Аллах так же сказал: “Если бы человек совершил все тяжкие грехи, кроме приобщения к Аллаху сотоварищей, а затем отказался бы от своих страстей и религиозных нововведений – среди них имам Малик упомянул и калам – то он обязательно вошёл бы в Рай” . Таким образом, из вышеприведённого хадиса Джабира, можно сделать вывод, что в этом хадисе речь идёт о двух ракатах молитвы приветствия мечети и никак не о молитвах, которые следует совершать после азана в пятничный день. На эту тему нет ни одного достоверного хадиса, тогда как на тему совершения молитвы приветствия существует масса достоверных хадисов. Вот некоторые из них: Сообщается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Пусть человек, вошедший в мечеть в пятничный день совершит два раката даже если имам будет произносить хутбу». Сообщается со слов Саадаки, что нам передал Суфйан от ибн Аджлана, а тот что Ийад бин Абдуллах рассказывал: «Однажды Марван (омеййадский халиф) читал пятничную проповедь. В это время пришёл Абу Саид и стал совершать молитву из двух ракатов. К нему подошла охрана и попыталась помешать ему. Однако он довёл молитву до конца и сказал: «Я не оставлю это, так как слышал как это приказал Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха». Нам передал Мухаммад бин Йусуф, а ему Суфйан, а ему ар-Раби (Ибн Сабих аль-Басри) который сказал: «Я видел, как аль-Хасан совершал молитву из двух ракатов в то время когда имам произносил пятничную проповедь. Аль-Хасан так же говорил, что Посланник Аллаха , да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, говорил: «Пусть тот, кто войдёт в мечеть, в то время когда имам произносит проповедь, совершит два легких раката молитвы». Так же следует отметить, что интересным является тот факт что ни в одном сборнике хадисов нет хадисов прямо указывающих на совершение молитв после азана и до пятничной проповеди. В сборниках хадисов передаётся масса достоверных хадисов на тему дополнительных молитв, но нигде не упоминается что следует совершать подобные молитвы. Для примера приведём один из известных хадисов: Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Я запомнил, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал десять дополнительных рак‘атов: два рак‘ата до полуденного намаза и два рак‘ата после него, два рак‘ата после закатного намаза у себя дома и два рак‘ата после вечернего намаза у себя дома, а также два рак‘ата до рассветного намаза». Этот хадис передали аль- Бухари и Муслим. В одной из версий, переданной этими же богословами, говорится: «…а также два рак‘ата после пятничного намаза у себя дома». Как видно в хадисе упоминается о двух ракатах после пятничной молитвы, а так же упоминаются все дополнительные молитвы, которые совершал Посланник Аллаха , да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, и побуждал к этому других. Но нет ни слова о молитвах совершаемых в пятницу после азана. Поистине это удивительный факт, и более удивительно положение тех, которые пытаются оправдать свои действия различными способами. Поистине Аллах всему Свидетель. Некоторые хадисы и выводы, приводимые оппонентами в качестве доводов. Один хадис мы уже упомянули выше, и дали ответ на него. Кроме этого есть и другие хадисы, на которые опираются наши оппоненты. Приведём некоторые из них: 1. Передаётся от Айши, да будет доволен ею Аллах, что пророк с.а.с совершал два дополнительных раката до пятничного намаза у себя дома. Этот хадис является вымышленным. Причиной является передатчик хадиса по имени Исхак аль-Асвари аль-Басри. Ибн Маин сказал о нём: «Он лжец, придумывает хадисы». 2. Сообщается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, совершал четыре раката дополнительной молитвы до салят аль-джума и не разделял их (т.е. салямом). Этот хадис является крайне слабым. Его санад полон слабыми передатчиками. Например: существует единогласное мнение на слабость передатчика по имени Атиййа. Так же в цепочке этого хадиса имеется Хаджадж Муделька Мубашшир бин Убайд, который является лжецом. Бакиййа (Ибн аль-Валид) мудаллис (т.е. тот кто фальсифицирует хадисы). Имам ан-Навави в «аль-Хуласа» сказал: «Это ложный хадис и в нём четыре слабых передатчика». 3. Так же говорят, если салят аль-джума, является укороченным вариантом полуденной (зухр) молитвы, а то значит, что до него есть дополнительные молитвы, так как и до молитвы зухр так же есть дополнительные молитвы. На это можно ответить несколькими опровержениями: а). Не разрешается в шариате выводить решения на основе анологии (кийас) относительно молитв. б). Нет прямых доказательств ни от пророка, ни от праведных халифов на совершение подобных молитв. в). Наличие в пятничной молитве проповеди, и то, что она состоит из двух ракатов, указывает на её самостоятельность и отличие от молитвы зухр. г). Так же доводом является хадис, который приводился выше и в котором говорится: «Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Я запомнил, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал десять дополнительных рак‘атов: два рак‘ата до полуденного намаза и два рак‘ата после него, два рак‘ата после закатного намаза у себя дома и два рак‘ата после вечернего намаза у себя дома, а также два рак‘ата до рассветного намаза». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В одной из версий, переданной этими же богословами, говорится: «…а также два рак‘ата после пятничного намаза у себя дома». И этот хадис указывает, что между молитвой зухр и молитвой джума есть разница. Иначе бы сподвижник не употребил бы слов «пятничного намаза» или «два рак‘ата после пятничного намаза». И это указывает на то, что до пятничного намаза нет дополнительных ракатов. Помимо этого, большинство имамов были единогласны в том, что в сунне не были утверждены молитвы, состоящие из определённого количества ракатов, совершаемых до пятничной молитвы. Подобное могло быть утверждено только лишь действием или словами Посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, а на наличие подобных слов и действий нет никаких доказательств. Так же ко всему вышесказанному мождно добавит слова имама аш-Шафии, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, который сказал: «По моему мнению, насколько больше человек совершит молитв после пятничной молитвы настолько это лучше для него». Учитель имама ан-Навави имам Абу Шама в своём труде «аль-Баис аля инкариль бида валь-хавадис» сказал: «Пятничная молитва – это отдельная молитва и нет сунны до неё». Поистине многие люди полагают, что усложнение некоторых положений религии, которое они совершают, является богобоязненностью. На самом же деле богобоязненность это то, что соответствует Корану и Сунне, и шариат смотрит не на трудность деяний, а на их правильность! Хузайфа бин Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не совершайте того, чего не совершали сподвижники Посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха,, называя это поклонением. Потому что те, которые идут впереди, не оставили выбора тем которые за ними. О обладатели знания! Бойтесь Аллаха! Следуйте тому, чему следовали те, которые были до вас!» Ибн аль-Маджисун рассказывал, что слышал, как имам Малик сказал: «Всякий кто внесёт в религию нововведение, считая это приемлемым, то совершит вероломство по отношению к тому, что было послано Мухаммаду, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Потому что Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию…». Таким образом, то, что не являлось религией тогда, не является религией и сегодня». Таковы доводы, которые можно предоставить против ошибочных доводов приверженцев нововведений, а успех дарует только Всевышний Аллах и Он обладатель абсолютного знания! Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение всем Его пророкам, а так же лучшему из его творений, пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем тем, кто последовал его путём вплоть до Судного дня! Амин! Составил: Велибеков Абу Имран | |
Категория: Фикх | Просмотров: 945 | |