Главная » 2008 Декабрь 16 » О необходимости совершать земной поклон в молитве,опираясь на руки прежде колен
12:17 О необходимости совершать земной поклон в молитве,опираясь на руки прежде колен | |
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его. А затем: Многие мусульмане желают знать, каким образом следует совершать земной поклон в молитве, ставить ли сначала руки, или же колени? И задающие подобный вопрос хотят знать доводы обеих сторон. С соизволения Аллаха мы постараемся разобрать данный вопрос подробно и беспристрастно. Начнем с того, что разногласия среди ученых по этому вопросу существовали еще с давних пор. Некоторые из них отдавали предпочтение тому, что следует совершать земной поклон (саджда), опираясь на колени прежде рук, другие же утверждали обратное. Среди них были и такие, кто так и не смог отдать предпочтение какому-либо из двух мнений, как например имам ан-Науауи. Однако это вовсе не означает, что в данном вопросе нет истины и правильного мнения. Истина есть всегда и она одна, а многочисленные разногласия не имеют к ней никакого отношения и ни коим образом не могут ее скрыть. Более того, каждый мусульманин обязан совершенствовать свою молитву, которая бесспорно является величайшим поклонением тела, и должен стремиться сделать ее максимально соответствующей молитве пророка (c),который велел: «Молитесь так, как вы видели молящимся меня!» аль-Бухари 1/155, Муслим 1/295. Доводы стороны, которая считает, что, совершая земной поклон, следует опускаться на руки прежде колен Самым главным доводом этих ученых является хадис, переданный от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (c) сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени». аль-Бухари в “ат-Тарих” 1/139, Абу Дауд 840, ан-Насаи в «ат-Татбикъ» 1090, Ахмад 2/381, ад-Дарими 1321 и др. Этот хадис является самым главным аргументом по данному вопросу, поскольку сам пророк (c) разъясняет, как следует совершать земной поклон и что следует сначала опираться на руки. Данный хадис является достоверным, различные же попытки перевести его в категорию слабых и недостоверных сообщений не выдерживают никакой критики. Так, например, сторонники обратного мнения приводят слова имама аль-Бухари, который сказал: “Мне не известно, слышал ли Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Хасан (передатчик этого хадиса) хадисы от Абу аз-Зинада или нет”. На самом же деле в этих словах не содержится абсолютно никакого указания на то, что этот хадис является слабым, поскольку условия для достоверности хадиса, которые выдвигал имам аль-Бухари, ученым известны, ибо он относил прямой контакт двух передатчиков к условию достоверности хадиса. Большинство же ученых-хадисоведов считало, что достаточно того, что передатчики могли встречаться друг с другом и жили в одно время, если не была установлена фальсификация хадиса. Что же касается Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана, то никто из имамов не обвинял его в фальсификации хадисов (тадлис). См. “Ируауль-гъалиль” 2/79. Имам Ибн ат-Таркумани говорил, что имам ан-Насаи называл Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана надежным передатчиком, и слова аль-Бухари никак не опровергают свидетельство имама ан-Насаи в отношении этого рассказчика. Также надежным его назвал и имам Ибн Хиббан. Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Слова имама аль-Бухари никак не вредят Мухаммаду, ибо он надежный передатчик”. См. “Тухфатуль-ахуази” 1/135. То же самое говорил и имам аш-Шаукани. См. “Найлюль-аутар” 2/284. Итак, с помощью Аллаха мы разобрали, что эти слова имама аль-Бухари никак не указывают на недостаток данного хадиса. Следующая критика в адрес данного хадиса – это слова имама ад-Даракъутни, сказавшего: “От Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана этот хадис не рассказывал никто, кроме ад-Дараурди”. Это также не является недостатком хадиса, во-первых, потому, что ад-Дараурди является надежным передатчиком, чьи хадисы принимали аль-Бухари и Муслим. А во-вторых, потому, что имам ад-Даракъутни допустил ошибку, сказав, что данный хадис от Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана рассказывал только ад-Дараурди. Поскольку установлено, что этот хадис с его слов также передавал и ‘Абдуллах ибн Нафи’, как об этом упомянул хафиз аль-Мунзири. См. “Найлюль-аутар” 2/286 и “Рисаля нахий ас-сухба ‘ани-ннузули би-ррукба” 45. Таким образом мы видим, что данный хадис не имеет каких-либо действительных и аргументированных недостатков, влияющих на степень его достоверности, в связи с чем достоверность этого хадиса подтвердили многие имамы, среди которых хафиз Ибн Сайид ан-Нас, аль-Хазими, имам ан-Науауи, аз-Зуркъани, хафиз Ибн Хаджар, имам ‘Абдуль-Хаккъ, хафиз ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх аль-Мубаракфури, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 3/421, «Булюгъуль-марам» 97, «аль-Джами’ ас-сагъир» 2/239, «Шарх Сунан ат-Тирмизи» 2/58, «Тухфатуль-ахуази» 1/135, «Тамамуль-минна» 194, «Тахкъик Зад аль-ма’ад» 1/216-221. Дальнейшая критика в адрес этого хадиса заключалась в его содержании (матн). Противники мнения о том, что при совершении земного поклона необходимо опускаться на руки и только затем на колени, во главе которых был шейх Ибн аль-Къайим сказали, что данный хадис является перевернутым (макълюб), т.е. запутанным по причине ошибки передатчика, ибо слова «пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени» не сопоставимы друг с другом, так как в начале хадиса приказано не уподобляться верблюду, а затем сказано совершать земной поклон, опираясь на руки, и тем самым поступать как верблюд, который сначала опускает на землю свою переднюю часть. Однако многие ученые возразили им. Так, например шейх ‘Али аль-Къари сказал: “Что же касается слов Ибн аль-Къайима о том, что хадис от Абу Хурайры макълюб, то это ошибка, так как если мы откроем дверь подобным заявлениям, тогда не будет доверия ни оному хадису, даже если он будет достоверным”. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/552. Дело в том, что для заявления о том, что данный хадис является макълюб, нет никаких приемлемых оснований с точки зрения науки хадисоведения. Сторонники мнения о необходимости опускаться в земной поклон, опираясь на колени прежде рук заявили, что колени у верблюда находятся не на передних ногах, и что под руками подразумеваются передние ноги, а под коленями – задние, о чем также говорил и Ибн аль-Къайим. Также он, говоря о хадисе от Абу Хурайры: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, и сначала поставит свои руки, а затем колени», сказал: “Эти слова непостижимы знатокам арабского языка”. См. «Задуль-ма’ад» 1/218. Однако в этом ошибся и Ибн аль-Къайим и те, кто так же как и он считали, что знатокам арабского языка подобное неизвестно. Великие знатоки арабского языка и многие имамы утверждали, что колени верблюда на его передних ногах. Так большой специалист арабского языка Ибн Манзур сказал: “Колени верблюда на его передних ногах”. См. “Лисануль-‘араб” 14/236. Ибн Сайда сказал: “У всех четвероногих колени находятся на передних ногах”. См. “аль-Мухкам” 7/16. Так же сказали и Аль-Азхари, Файруз Абади и имам Ибн Хазм: “Колени верблюда – это то, что на передних ногах” .См. “Тахзиб аль-люгъа” 10/216, “аль-Мухалля” 4/129. Такое понимание также подтверждается и достоверным хадисом. В известной истории, когда Суракъа ибн Малик преследовал совершавших переселение (хиджру) пророка (c) и его спутника Абу Бакра сообщается, что каждый раз, как только Суракъа настигал их, передние ноги его коня проваливались в песок. И Суракъа говорил: “И каждый раз ноги моего коня проваливались в песок по самые колени”. аль-Бухари 1/155. То, что колени верблюда находятся на его передних ногах, также считал и Абу Хурайра, который сказал: “Пусть никто из вас не падает на колени, как это делает беглый верблюд”. Имам Абу аль-Къасим ас-Саракъусти, передавший это сообщение от Абу Хурайры с достоверным иснадом, сказал: “Речь идет о земном поклоне (в молитве)”. См. «Гъарибуль-Хадис» 1/70. Таким образом, мы видим, что колени верблюда находятся именно на передних ногах, о чем передается от сподвижников пророка (c), знатоков арабского языка и больших имамов. Имам ат-Тахауи в объяснении рассматриваемого хадиса от Абу Хурайры сказал: “Некоторые утверждают: “Невозможно, чтобы пророк (c) сначала запретил при совершении земного поклона опускаться на землю, подобно верблюду, а верблюд опускается на передние ноги, а затем завершил свои слова, сказав: «Однако пусть ставит руки прежде колен». Поскольку в этом хадисе содержится повеление совершать то, что было запрещено в начале”. Однако мы находим то, что передается от пророка (c), ясным и не содержащим в себе ничего невозможного, поскольку колени верблюда на его передних ногах, как и у прочих четвероногих животных. А колени человека на ногах, в отличие от животных. И пророк (c) запретил в этом хадисе опускаться в земной поклон так, как это делает верблюд, повелев опускать на землю руки прежде колен. И по милости Аллаха нет в этом хадисе ничего неясного и противоречивого!” См. “Мушкилюль-асар” и “Шарху ма’аниль-асар” 1/254. Боле того, эти слова пророка (c) подтверждаются также и его действиями, ибо, совершая земной поклон, он сначала опускал на землю свои руки, а затем колени. Со слов Нафи’а сообщается, что Ибн ‘Умар, совершая земной поклон опускался на руки прежде колен, и он говорил: “Пророк (c) поступал таким же образом”. аль-Хаким 1/226, аль-Байхакъи 2/100, Ибн Хузайма 627, ад-Даракъутни 131. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/71, «Тамамуль-Минна» 194, «Тахкъикъ Зад аль-ма’ад» 1/216-221. Имам аль-Байхакъи сказал: “Этот хадис является доказательством того, что во время земного поклона пророк (c) опускался на руки прежде колен”. См. «Сунануль-кубра» 2/100. Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Ата рассказывал: “Я слышал, как Абу Хумайд ас-Са’иди находясь среди десяти сподвижников посланника Аллаха (c),среди которых также был и Абу Къатада, сказал: «Я лучше, чем кто-либо из вас знаю о молитве пророка r». И он, описывая, как совершал молитву пророк (c),в числе прочего сказал: «Затем он (c),совершая земной поклон, падал на землю, оттянув руки от тела». И все десять сподвижников сказали: «Ты сказал истину, именно так молился пророк r»”. Ибн Хузайма 1/317, Ибн аль-Джаруд 1/192. шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. Шейх аль-Альбани сказал: “Существует одна забытая Сунна, на которую мне хотелось бы обратить внимание из-за важности ее применения. Речь идет о хадисе Абу Хумайда ас-Са’иди, в котором передается, что посланник Аллаха (c),совершая земной поклон, падал на землю, оттянув руки от тела. И если вы, узнав об этом, обратите внимание на слово «аль-хауи», что означает падение на землю с оттянутыми от тела руками, то вам станет ясно, что это действие невозможно совершить, кроме как опускаясь на землю сначала руками, а не коленями”. См. “Тамамуль-минна” 195. И если бы пророк (c) совершал земной поклон, опираясь на колени, то для чего ему нужно было вытягивать руки вперед, готовясь тем самым опереться на них?! Доводы стороны, которая считает, что, совершая земной поклон, следует опускаться на колени прежде рук Самым главным доводом сторонников того, что совершать земной поклон следует, опускаясь на колени, является хадис Уаиля ибн Худжры, который сказал: “Я видел, как посланник Аллаха (c) , совершая земной поклон, опирался на колени прежде рук”. Абу Дауд 2/68, ат-Тирмизи 268, Ибн Маджах 882. На этот хадис опираются многие ученые, среди которых ханафиты, шафииты, Ибн аль-Къайим, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. Однако необходимо выяснить, насколько достоверен данный хадис. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, который привел этот хадис, сказал: “Хадис хороший, но странный, ибо помимо Шурайка неизвестно, чтобы кто-либо его передавал”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 1/156. Имам ад-Даракъутни сказал: “Хадисы Шурайка, которые кроме него никто не передавал, не считаются достоверными”. И если то, что передавал только один Шурайк, не считалось достоверным, то, что же можно сказать, если он передает сообщение, противоречащее достоверным хадисам?! Ибрахим ибн Са’д аль-Джаухари сказал: “Шурайк ошибся в 400 хадисах”. Имам Яхъя ибн Са’ид аль-Къаттан также назвал его очень слабым передатчиком. Шейх аль-Альбани сказал: “Большинство ученых отнесли Шурайка к числу передатчиков, обладавших слабой памятью”. См. “аль-Ируа” 2/76. По этой причине данный хадис подвергли критике и назвали слабым многие имамы, среди которых имам ад-Даракъутни, ан-Насаи, аль-Байхакъи, имам Абу Бакр Ибн аль-‘Араби, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «’Аридатуль-ахуази» 2/68, в «Ируауль-гъалиль» 2/78, «Тахкъик Зад аль-ма’ад» 1/216-221. Также сторонники второго мнения, среди которых и имам аль-Хаттаби, считают что веление опираться на руки во время земного поклона было отменено, и приводят в качестве доказательства хадис Мус’аба ибн Са’да, передавшего со слов своего отца: “Сначала мы совершали земной поклон, опираясь на руки прежде колен, а потом нам было велено опираться на колени прежде рук”. Ибн Хузайма 628, аль-Байхакъи 1/100. Однако этот хадис является еще более слабым, чем первый. Так каким же образом слабый хадис может отменять достоверные сообщения? Хафиз Ибн Хаджар сказал, что имам Ибн Хузайма заявлял, что этот хадис является отменяющим. Это было бы так, если бы он был достоверным, однако в цепи этого хадиса Ибрахим ибн Исма’иль и его отец Исма’иль ибн Яхъя, которые являются слабыми передатчиками. См. “Фатхуль-Бари” 2/291. Также в цепи этого хадиса есть другая проблема, а это Яхъя ибн Саляма, которого имамы ан-Насаи, Абу Хатим, Ибн Ма’ин, аль-Хазими и др. считали слабым передатчиком. Поэтому данный хадис назвали слабым имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 3/422, «аль-Мишкат» 1/282. Есть и другие сообщения, поддерживающие эту точку зрения, однако они настолько слабы, что нет смысла их затрагивать. Также сторонники этого мнения опирались на хадис: «Пусть никто из вас не совершает земной поклон как верблюд». Однако мы рассмотрели выше, что в другой версии данного хадиса сам посланник Аллаха (c) указал на то, как следует совершать земной поклон и на что следует опираться в первую очередь. Ответы на сомнительные аргументы Некоторые говорят, что даже если в хадисе Уаиля ибн Худжры есть слабость, то он все же усиливается другими хадисами о том, что посланник Аллаха (c) совершал земной поклон, опираясь на колени. Такое можно было бы допустить, но только в том случае, если бы слабость этих хадисов не была столь велика, и если бы эти хадисы не противоречили другим достоверным хадисам, указывающим на обратное. Но даже, если и согласиться с тем, что хадис Уаиля достоверный, то все равно следовало бы поступать в соответствии с повелением пророка (c),который сказал: «пусть сначала поставит свои руки, а затем колени». Имам аш-Шаукани сказал: “Этому хадису от Абу Хурайры следует отдать предпочтение по той причине, что он содержит в себе слова пророка (c),тогда как хадис Уаиля содержит в себе действия пророка r. А, как известно, словам пророка (c) (в аргументации) отдается предпочтение перед его делами”. См. “Найлюль-аутар” 2/283. На это указал также и шейх Ахмад Шакир в комментарии к этому хадису. См. “Шарх Сунан ат-Тирмизи” 2/59. Ошибкой же других стало то, что они попытались совместить оба хадиса, призывая совершать земной поклон, одновременно опираясь на колени и руки. Имам аш-Шаукани сказал: “Исследователь аль-Мукъбили попытался совместить оба хадиса и отклонился от истины в этом, ибо никто из имамов не говорил подобного прежде”. См. “Найлюль-аутар” 2/284. Также ошиблись и те, кто посчитал, что можно поступать в соответствии с обоими мнениями, т.е. совершать земной поклон опираясь и на руки и на колени, как это сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Если молящийся желает, то он может опуститься на колени прежде рук, а если желает то может опуститься на руки, прежде колен. В любом случае по единогласному мнению ученых его молитва действительна”. См. “Маджму’уль-фатауа” 22/449. В том, что молитва действительна, нет сомнений, однако дозволенность совершения и того и другого вызывает сомнение. Ошибочность этого мнения состоит в том, что одно из двух действий является неверным, и запрещено пророком (c),ибо это уподобление верблюду, которое он (c) запретил. Боле того пророк (c),запретив, совершать земной поклон как верблюд, повелел совершать его, опираясь на руки. Поэтому имам Ибн Хазм сказал: “Обязательно (фард) для каждого молящегося опускаться на руки во время совершения земного поклона. Это обязательно!” См. “аль-Мухалля” 4/128. Также сказал и шейх аль-Альбани. См. “Тамамуль-минна” 195. Заключение Всевышний Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59). Маймун ибн Михран в отношении этого аята сказал: “Обратиться к Аллаху – это значит вернуться к Корану, а обратиться к посланнику (c) – значит вернуться к Сунне”. См. “аль-Ибана” 1/74. Таким образом, оставив пристрастия и слепое подражание и обратившись к Корану и Сунне, как это велит Аллах, мы найдем указание на то, что совершать земной поклон следует, опираясь на руки, что подтверждается как словами, так и действиями пророка r. И этого мнения придерживался имам Малик, и это одно из известных мнений имама Ахмада, а также большинства мухаддисов. Имам Ибн Абу Дауд сказал: “Это мнение знатоков хадисов”. См. “Субулю-Ссалям” 1/263. Имам аль-Ауза’и говорил: “Я застал людей, которые, совершая земной поклон, ставили руки прежде колен”. аль-Маруази в “аль-Масаиль” 1/147, иснад достоверный. Следует также отметить, что порицать тех, кто совершает земной поклон, опираясь на колени прежде рук, и называть это нововведением (аль-бид’а), не следует, ибо у этого мнения есть основание, хоть и слабое, но все же есть. Следует мудро объяснять и доносить данный вопрос, не вступая в конфликт и спор. Главное, чтобы мусульманин следовал доказательствам, а не своим страстям! И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров! Подготовлено редакцией сайта «www.ToIslam.com» Литература 1. «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни. 2. «Задуль-ма’ад» би тахкъикъ ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут уа Шу’айб аль-Арнаут. 3. «Найлюль-аутар шарх Мунтакъ аль-ахъбар» Мухаммад аш-Шаукани. 4. «Субулю-Ссалям шарх Булюгъ аль-марам» Мухаммад ибн Амир ас-Сан’ани. 5. «Сунану ат-Тирмизи» би тахкъикъ Ахмад Шакир. 6. «Тухфатуль-ахуази, шарх Джами’ ат-Тирмизи» ‘Абдур-Рахман аль-Мубаракфури. 7. «Тамимуль-минна» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани. 8. «Сыфату-ссаля ан-набий» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани. 9. «Ируауль-гъалиль» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани. 10. «Рисаля нахий ас-сухба ‘ани-ннузули би-ррукба» Абу Исхакъ аль-Хууайни. | |
Категория: Фикх | Просмотров: 802 | |