Главная » 2008 Декабрь 16 » О необходимости принятия достоверных хадисов и повиновения пророку Мухаммаду
21:12 О необходимости принятия достоверных хадисов и повиновения пророку Мухаммаду | |
Именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Данная статья содержит коранические доказательства, аргументирующее необходимость повиновения посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир). Прежде всего, нам необходимо разъяснить качества пророка Мухаммада, приведенные в Священном Коране, чтобы узнать его положение у Всевышнего Аллаха. Испрашивая помощи Аллаха постараемся привести следующие из них: - Пророк Мухаммад является человеком и обладает всеми особенностями и качествами людей; однако наряду с этим он обладает превосходством над всеми людьми, благодаря тому, что ему было ниспослано откровение Аллаха, которое Он послал на языке его народа. Всевышний Аллах сказал: "Скажи: "Я ведь - всего лишь человек, подобный вам, [однако] ниспослано мне (Посланник Аллаха был человеком, которому Аллах открыл смысл его миссии и обязал донести ее до всего человечества) откровение..." (аль-Кахф 18:110). - Вместе с тем, что он был всего лишь человеком, Аллах наделил его особыми достоинствами, с которыми была связана его великая миссия. Аллах сотворил его в совершенном сложении и наделил совершенным нравом. В поклонении своему Господу и выполнении обязательств перед Ним Мухаммад был самым лучшим из всех людей. Всевышний Аллах сказал: "Хвала Тому, кто перенес ночью Своего раба из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, землю вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему Наши знамения (чудеса). Поистине, Он - Всеслышащий, Всевидящий!" (аль-Исра 17:1). - Вместе с тем, что он был всего лишь человеком, Всевышний Аллах одарил его особыми чудесами, такими как ночной перенос из Мекки в Иерусалим, вознесение на небеса, увеличение пищи, находящейся перед ним, разговор с ним камней, деревьев и животных, исцеление больных после его молитвы, сообщение ему некоторых знаний о Сокровенном, о чем сказал Всевышний Аллах: "Ведающий Сокровенное... И не дает Он узнать Сокровенное у Него никому, кроме тех, к кому Он соблаговолил из посланников, и тогда Он ведет перед ним и позади его наблюдателя" (аль-Джинн 72:26-27). Однако пророк Мухаммад не ведал всего Сокровенного: Аллах соблаговолил поведать ему лишь некоторые простые знания о Сокровенном, которые пророк сообщил нам во многих достоверных хадисах - о признаках воскресения, о наказании в могиле, об описании моста, по которому в День воскресения пройдут все люди, о месте их сбора перед Аллахом и многом другом, о чем не говорится в Священном Коране. Всевышний Аллах сказал: "Или они скажут: "Измыслил его он!" Нет, они не веруют! Пусть же приведут рассказ, подобный этому, если они правдивы!" (ат-Тур 52:33-34). - Пророк Мухаммад является избранником Аллаха, о чем сказал Всевышний: "Аллах избирает посланников как из ангелов, так и из людей" (аль-Хаджж 22:75). Подобная честь является милостью Аллаха, которой Он одаряет пророков и посланников; и они получают ее не благодаря своим стараниям и усердию. Вместе с тем, что пророчество является божественным даром, Аллах выбирает для него только тех людей, которые отличаются и превосходят других такими своими качествами, которых не имеют другие люди. Поэтому посланники являются самыми совершенными людьми по сложению и нравственным качествам. Всевышний Аллах сказал: "Поистине, ты - великого нрава" (аль-Калам 68:4). Они также являются самыми мудрыми из людей, имеют самые чистые сердца, о чем сказал Всевышний Аллах: "Разве Мы не раскрыли твою грудь и не сняли с тебя твою ношу..?" (аль-Инширах 94:1-2). Аллах уберег Своего посланника от грехов и ошибок, а также людей, которые могли ввести его в заблуждение. Всевышний Аллах сказал: "...Аллах защитит тебя от людей..." (аль-Ма'ида 5:67). Он также уберег его от лжи и утаивания истины. Всевышний Аллах сказал: "Не сбился ваш товарищ с пути и не заблудился. И говорит он не по пристрастию. Это - только откровение, которое внушается..." (ан-Наджм 53:2-4). Аллах оказал ему великую честь, ниспослав ему откровение. Он сказал: "И так Мы внушили тебе дух от Нашего веления: ты не знал ранее, что такое Книга и вера, однако Мы сделали его (Коран) светом, которым ведем кого Нам угодно из Наших рабов. И поистине, ты ведешь к прямому пути" (аш-Шура 42:52). Аллах сделал его также последним пророком и сказал: "Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только посланником Аллаха и печатью пророков (последним пророком). Аллах знает про всякую вещь!" (аль-Ахзаб 33:40). Поэтому Аллах обязал нас любить его, и сделал любовь к нему частью веры. Он упомянул любовь к нему в одном ряду с любовью к Всевышнему Аллаху и предписал любить его сильнее, чем кого бы то ни было, будь то собственная душа, имущество, семья или дети. Великий и Всемогущий Аллах сказал: "Скажи: "Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваша семья, или имущество, которое вы приобрели, торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока не придет Аллах со Своим повелением. Ведь Аллах не ведет людей нечестивых!" (ат-Тауба 9:24). Поэтому пророк Мухаммад должен быть дороже для нас, чем наши собственные души, и мы обязаны любить его сильнее, чем самих себя. Великий и Всемогущий Аллах сказал: "Пророк дороже для верующих, чем они сами..." (аль-Ахзаб 33:6). Мы должны отдавать предпочтение его словам перед собственными словами, его делам перед собственными делами, о чем сказал Всевышний Аллах: "О те, которые уверовали! Не устремляйтесь вперед перед Аллахом и Его посланником..!" (аль-Худжурат 49:1). Мы должны отдавать предпочтение его решениям перед собственными решениями, брать с него пример во всех наших делах и подчиняться его повелениям, как сказал Всевышний Аллах: "Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что есть спорного между ними, и потом не найдут в самих себе стеснения о том, что ты решил, и подчинятся полностью" (ан-Ниса 4:65). В этом благородном аяте Аллах поклялся Самим Собой, сказав, что Его рабы не станут верующими до тех пор, пока не сделают Его посланника судьей во всех спорных вопросах, как в мелких, так и в крупных. Однако Аллах не удовлетворился только этим, добавив, что для того, чтобы стать истинным верующим, недостаточно всего лишь обращения к суду пророка: люди опять же не уверуют, пока в их сердцах не исчезнут стеснение и неудовлетворенность его судом и решением и пока они не подчинятся и не покорятся полностью. Всевышний Аллах также сказал: "Не бывает ни для верующего, ни для верующей выбора в деле, когда его решили Аллах и Его посланник. А кто ослушивается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение" (аль-Ахзаб 33:36). Почему? Потому что Всевышний Аллах сделал Своего посланника примером для нас в поклонении и приближении к Всевышнему Аллаху. Он сказал: "Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример - для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха" (аль-Ахзаб 33:21). Этот аят является великим аргументом для доказательства необходимости следования примеру посланника Аллаха в речи и деяниях. Поэтому Всевышний и Благословенный Аллах повелел людям брать пример с пророка в день сражения у рва - пример терпения, стойкости, борьбы, ожидания победы от своего Великого и Всемогущего Господа. Следование примеру пророка требует от нас, чтобы мы поступали так, как он поступал, и делали это именно так, как это делал он. В этом и состоит смысл свидетельства "Мухаммад - посланник Аллаха". Без этого мусульманин собственно и не станет мусульманином. Посланник Аллаха - это эталон, по которому оцениваются деяния людей, их речь, вероубеждения и иные дела. Для истинного же следования примеру пророка необходимо иметь твердые знания о его наставлениях, его жизни, его хадисах во всех областях религии и действовать согласно им. Поэтому Всевышний Аллах обязал нас помогать ему и почитать его. Он сказал: "Мы послали тебя свидетелем, вестником и увещевателем, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его посланника, и помогали ему, и почитали его, и прославляли Его утром и вечером" (аль-Фатх 48:8-9). Всевышний повелел нам уважать его, и наше отношение к нему должно отличаться от отношения к остальным людям, ибо он является проповедником велений Аллаха, не говорит ни слова и не совершает никакого деяния без изволения Аллаха. Всевышний Аллах сказал: "Верующие - только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, и когда они бывают вместе с ним в общем деле, то не уходят, пока не попросят у него позволения..." (ан-Нур 24:62). Он также сказал: "Не обращайтесь к посланнику между собой так же, как вы обращаетесь друг к другу" (ан-Нур 24:63). Если же мы разногласим о чем-то, то за судом мы должны вернуться опять же к нему. Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас! Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то вернитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу" (ан-Ниса 4:59). Поразмысли над этим высказыванием Аллаха. "Повинуйтесь Аллаху" означает следуйте Его Книге, "повинуйтесь посланнику" - придерживайтесь его Сунны (дороги), а "обладателям власти среди вас" - повинуйтесь им, когда они повелевают подчиняться Аллаху, но ни в коем случае не в неповиновении Ему. Ибо повиновение творению в ослушание Творца абсолютно недопустимо. Всевышний также предостерег нас от противоречия любому повелению посланника, даже если оно и не упоминается в Коране, потому что Аллах уберег его от вздорных разговоров и лжи: он говорил и приказывал только по повелению Аллаха, говорил и делал только согласно откровению Аллаха. Аллах назначил его имамом и примером для всех нас. Великий и Всемогущий Аллах сказал: "Пусть берегутся те, кто нарушает его (пророка) повеление, чтобы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное" (ан-Нур 24:63). Всевышний повелел нам обращаться за судом к пророку, и всякий, кто обращается за судом не к божественному откровению - Корану и достоверным хадисам посланника Аллаха - тот обращается за судом к тагуту (ложному божеству), подобно тем, кто ищет суда разума, основанного на греческой логике, как то делают философы, либо суда склонностей, страстей и чувств, как поступают многие суфии и те, кто отказывается от того, с чем был послан посланник, и от деяний, которые он совершал. В этом и состоит смысл уклонения от учения пророка. Всевышний Аллах указал на состояние тех, кто уклоняется от следования дорогой посланника и его суда, и разъяснил, что так поступают только лицемеры. Давай послушаем вместе высказывание Всевышнего Аллаха: "Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, однако желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано отказаться от него? Шайтан хочет сбить их с пути в далекое заблуждение! Когда же им скажут: "Идите к тому, что ниспослал Аллах, и к посланнику", - ты видишь, как лицемеры стремительно от тебя отвращаются" (ан-Ниса 4:60-61). Всевышний Аллах послал его как милость мирам, как сказал Он: "Мы послали тебя только как милость мирам" (аль-Анбийа 21:107). Аллах сделал его милосердным к верующим. Всевышний сказал: "К вам пришел посланник из среды вашей. Ему тягостны ваши трудности, он заботлив о вас, к верующим он - мягок, милосерден" (ат-Тауба 9:128). Он наставил их на прямой путь, разъяснил им смысл Книги Аллаха, указал им на самый легкий путь, ведущий к довольству Аллаха и Его милости. Поэтому недопустимо делать различия между Аллахом и Его посланником в утверждении законов шариата. Тот, кто любит Аллаха, будет любить и Его посланника, а тот, кто подчиняется Аллаху, будет подчиняться и Его посланнику, как сказал Всевышний Аллах: "Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху" (ан-Ниса 4:80). Повиновение посланнику обязательно во всех делах. Верующий обязан походить на посланника как внешним видом, так и в делах и речах. Посмотри, что сообщил нам Аллах о тех, кто присягнул посланнику под деревом в Худейбийе: они в действительности присягнули Аллаху, потому что повиновались приказу посланника Аллаха. Всевышний Аллах сказал: "Поистине, те, которые присягают тебе, в действительности присягают Аллаху. Рука Аллаха - над их руками" (аль-Фатх 48:10). Те же, кто стремится сделать различие между подчинением Аллаху и подчинением посланнику, подобны тем, кто делает различие между ними в любви и вере. Всевышний Аллах сказал: "Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников, говорят: "Мы веруем в одних и не веруем в других". Они хотят найти путь между этим. Они - неверующие по истине, и уготовали Мы неверующим унизительное наказание! А те, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не различали между кем-либо из них, этим Мы даруем их награды: ведь Аллах - Прощающий, Милостивый!" (ан-Ниса 4:150-152). Некоторые же люди хотят в познании религии ограничиться только Кораном, не принимая хадисов посланника Аллаха. Однако Аллах ниспослал Коран, который вплоть до Дня воскресения будет возвещать: "Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной; тогда полюбит вас Аллах..." (Аль 'Имран 3:31). О верующий! Критерием твоей любви к Аллаху является степень твоей приверженности дороге Его посланника - верного, избранного, последнего, милосердного к нам, самого лучшего из людей в поклонении Аллаху, который сильнее всех боялся Аллаха, лучше всех знал Аллаха, чья дорога является кратчайшей дорогой в рай. Аллах не принимает ни одного деяния, которое не соответствует дороге Его посланника, потому что это - повеление Всевышнего Аллаха, который сказал: "...Кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не приобщает к Нему никого" (аль-Кахф 18:110). Благими же являются только те деяния, которые совершаются искренне ради Аллаха, без приобщения к Нему никого в этом, и которые совершаются именно так, как их творил посланник Аллаха. Только такие деяния спасут тебя от ужаса геенны и ее мучений и которые будут от тебя приняты. Все, что велел посланник Аллаха, он велел по приказу Всевышнего Аллаха, и поэтому Всевышний Аллах упомянул его имя в одном ряду со Своим, когда требовал от нас повиновения: "О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отвращайтесь от него в то время, как вы слушаете" (аль-Анфаль 8:20). Он также соединил их в любви и вере, о чем уже упоминалось ранее, а также в вопросе о необходимости отвечать на призыв: "О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он призывает вас к тому, что вас оживляет..." (аль-Анфаль 8:24). Однако упование, намерение, мольба, просьба о помощи и защите и поклонение в целом должны обращаться только к Одному Аллаху, ибо Аллах - Единственный, кто достоин этого, и в этом к Нему нельзя приобщать никого - ни посланного пророка, ни приближенного ангела. Всевышний Аллах сказал: "Если же они отвернутся, то скажи: "Достаточно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него! На Него я уповаю, ведь Он - Господь великого Трона!" (ат-Тауба 9:129). Пророк явился для того, чтобы разъяснить нам, что желает от нас Аллах, и сделать это именно так, как того желает Всевышний. Некоторые законы Аллах пожелал установить непосредственно произнеся их в Коране, и ниспослал с ними Джибриля. Некоторые же законы Аллах пожелал установить посредством деяний и изречений Своего пророка, о чем сказал Всевышний Аллах: "Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах. Не будь же ради изменников препирающимся!" (ан-Ниса 4:105). Писание (Коран) было ниспослано от Аллаха, а посланник судил по нему, разъяснял его и раскрывал его смысл так, как показал ему Аллах посредством откровения скрытого, ниспосланного в его сердце, о чем сказал Всевышний: "Мы и до тебя посылали только людей, которым внушали, - спросите же обладателей Напоминания, если вы сами не знаете, - с ясными знамениями и с Писанием. И тебе Мы послали Напоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, - может быть, они размыслят!" (ан-Нахль 16:43-44). О верующий! Хорошо поразмысли над этим убедительным и ясным разъяснением. Аллах ниспослал Мухаммаду Напоминание для того, чтобы он разъяснил людям то, что ниспослал Аллах. Одно Напоминание ниспослано для толкования другого. Из этого вытекает только то, что Сунна также является божественным откровением от Аллаха, ниспосланным для разъяснения того, суть чего Аллах изложил в Коране. Эти слова Аллаха не имеют никакого иного смысла, и неверно было бы утверждать, что Аллах ниспослал Коран для толкования Корана. Хорошо поразмысли над этим, потому что это очень важно. Аллах обучил Своего посланника, воспитал его и одарил мудростью. И мудрость эта - в его постановлениях, толкованиях, речах и деяниях. Все это является частью благодеяния Аллаха к нему. Всевышний сказал: "...Аллах ниспослал тебе Книгу и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха была к тебе велика!" (ан-Ниса 4:113). О мой брат-верующий! Поразмысли над тем, что даже сновидения пророков были истиной. Всевышний сказал об Ибрахиме: "Он сказал: "Сынок мой, вижу я во сне, что приношу тебя в жертву; посмотри же, что ты думаешь". Он сказал: "Отец мой, делай, что тебе приказано..." (ас-Саффат 37:102). Затем Аллах сказал: "И воззвали Мы к нему: "О Ибрахим! Ты оправдал видение..." (ас-Саффат 37:104-105). Сновидение пророка Мухаммада также были истиной, о чем сказал Аллах: "Оправдал Аллах Своему посланнику сновидение по истине: "Вы непременно войдете в Заповедную мечеть, если будет угодно Аллаху, в безопасности..." (аль-Фатх 48:27). Всевышний также сказал: "Мы сделали сновидение, которое показали тебе, только искушением для людей, и дерево, проклятое в Коране..." (аль-Исра 17:60). Если даже сновидения пророков были истинными, и Аллах претворил их в жизнь, подтвердил их истинность и даже утвердил посредством их некоторые Свои постановления и законы, то как ты, о мой верующий брат, можешь предположить, что деяния и речь посланника Аллаха не являются для нас законом и шариатом? Всевышний Аллах сказал: "Он - Тот, который послал Своего посланника с прямым руководством и верой истины, чтобы дать ей перевес над всякой верой; и довольно Аллаха как Свидетеля!" (аль-Фатх 48:28). Если слова посланника и его деяния не являются руководством и религией, то чьи же тогда деяния будут ими?! Мы непременно нуждаемся в разъяснении того, как творить благие деяния, ибо мы никогда не видели, чтобы Аллах совершал молитву или паломничество, или выступал в джихад, или проявлял в чем-либо стойкость, или приводил в исполнение приговор, или выплачивал закят, или постился в рамадан. Необходимо было назначить человека, от которого мы могли бы научиться тому, как совершать поклонение и прочие деяния. Этим человеком является посланник Аллаха, и поэтому Всевышний Аллах сказал: "...Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь..." (аль-Хашр 59:7). То есть что бы он вам ни повелел, то выполняйте, а что бы он вам ни запретил, того избегайте, ибо он повелевал только благое и запрещал только плохое. Этот аят является всеобъемлющим повелением Аллаха, относящимся ко всему, с чем пришел Его посланник, независимо от того, упомянуто об этом непосредственно в Коране или нет. Это аргументируется тем, что все аяты, ниспосланные по этому вопросу, обязывают нас следовать дороге посланника, даже если мы не найдем этого непосредственно в тексте Корана, и потому что Аллах не сделал различия между повиновением Себе, хвала Ему, и повиновением Своему посланнику, о чем Он сказал: "Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху" (ан-Ниса 4:80). В подавляющем большинстве аятов повиновение Аллаху и повиновение Его пророку соединены воедино, ибо все, что совершал и говорил посланник Аллаха и что дошло да нас в достоверной Сунне, утверждено повелением Аллаха и божественным откровением. Поразмысли над этим, о мой дорогой брат, и да простит нас Аллах! Источниками религии Аллаха являются Книга Аллаха, а также высказывания Его посланника, деяния, которые он совершал либо одобрил, его повеления и постановления, даже если они утверждены независимо от Книги Аллаха. Ибо Аллах даровал Своему посланнику эти полномочия, и именно это является тем, что Аллах назвал "мудростью" в Священном Коране и о чем Он неоднократно упомянул. Послушай высказывание Всевышнего: "Он воздвиг среди простецов посланника из них самих; он читает им Его аяты, и очищает их, и обучает их Книге и мудрости, хотя раньше они, конечно, были в явном заблуждении" (аль-Джуму'а 62:2). В донесении аятов Корана посланнику непозволительно ни добавлять, ни уменьшать, ни опережать, ни запаздывать, ни переставлять их вперед или назад, ни противоречить им, о чем сказал Всевышний Аллах: "А когда им читаются Наши знамения ясно изложенными, те, которые не надеются встретить Нас, говорят: "Принеси нам Коран иной, чем этот, или замени его!" Скажи: "Не быть тому, что я заменю его по своей воле. Я следую только тому, что открывается мне. Я боюсь, если ослушаюсь Господа моего, наказания Дня великого" (Йунус 10:15). Что же касается очищения, то посланник очистил наши души и страны от ширка - приобщения к Аллаху равных, и очистил наши сердца от злобы и зависти, от высокомерия и тщеславия, от всего, чем доволен шайтан. Он очистил верующих собственным примером, ибо он был живым воплощением того, с чем ниспослан Коран. Он научил нас Корану, разъяснил нам Книгу Аллаха и то, как нам следует жить согласно изложенным в ней законам. И наконец, он научил нас мудрости, заключающейся в его деяниях и изречениях, которых нет в Коране. Поэтому мы обязаны следовать и подчиняться всему, что утверждено в достоверных хадисах посланника Аллаха - его высказываниям и деяниям, - даже если об этом не упомянутых в Коране, ибо он совершил либо изрек это по изволению Аллаха, о чем сказал Всевышний: "О пророк! Мы послали тебя свидетелем, благовестником и увещевателем, призывающим к Аллаху с Его изволения, и светочем освещающим!" (аль-Ахзаб 33:45-46). Это еще раз доказывает, что посланник не говорил и не совершал ничего без изволения Аллаха, ниспосланного либо в Коране, либо посредством скрытого откровения в его сердце. И если бы повиновение посланнику Аллаха было необязательным, то не было бы необходимости приказывать людям повиноваться ему ни при его жизни, ни после его смерти. Было бы достаточным повелеть всем людям следовать одному только Корану и подчиняться одному только Корану, без каких-либо добавок с союзом "и", который служит в арабском языке для разделения и подчеркивания последовательности. Ведь Аллах отличен от Своего посланника, и, следовательно, повиновение Аллаху означает следование Его повелениям в Коране, а повиновение посланнику означает следование высказываниям и деяниям пророка, о которых не говорится в Коране. Неверно понимать слова Аллаха "повинуйтесь Аллаху" - следуйте Его Книге, а слова "повинуйтесь посланнику" - опять же следуйте Его Книге. В чем же тогда польза повторения повеления "повинуйтесь" и в чем польза посланника? Поразмысли, о мой дорогой брат: Аллах не поведал в Коране о всех малых и крупных вопросах и не раскрыл сущность всего в мельчайших подробностях. Он изложил в нем всего лишь суть Своих постановлений и законов, а Своего посланника одарил правом разъяснить их, истолковать и быть примером. Я прошу Всевышнего Аллаха наставить всех нас на истину и помочь нам следовать ей в наших делах, чтобы Он сделал истину любимее для наших сердец, чем собственные души, чтобы Он сделал нашу любовь к Своему посланнику сильнее, чем любовь к прохладной воде при жажде в сильный зной, и чтобы Он оказал нам честь быть приверженцами всего, что дошло до нас в достоверных хадисах от нашего посланника, ибо это - только в Его власти, и Он - Всемогущ. Да благословит Аллах, и ниспошлет мир и блага пророку Мухаммаду, его роду, его сподвижникам и их праведным последователям! | |
Категория: Манхадж | Просмотров: 745 | |