Главная » 2008 » Декабрь » 19 » Шейх Джамалуддин аль-Касими
01:35
Шейх Джамалуддин аль-Касими
Шейх Джамалуддин аль-Касими [1]

(1283-1332 х)

Подготовил Дамир Хайруддин

Имам аш-Шама [2],великий ученый и крупнейший знаток шариатских наук своего времени, шейх Абу аль-Фарадж Мухаммад Джамалуддин бин Мухаммад бин Саид бин Касим бин Салих бин Исмаил бин Абу Бакр аль-Касими, да будет милостив к нему Аллах, родился 22 числа месяца джумада аль-уля 1283 года хиджры (1 октября 1866 года по христианскому летоисчислению) в Дамаске (Сирия). Он был потомком аль-Хасана бин Али, внука Пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха.

Будущий шейх рос в глубоко религиозной семье. Его отец был специалистом по исламскому праву (факих), ученым и писателем. Он способствовал тому, чтобы сын обучался Исламу у многих известных шейхов. Вначале мальчик читал Коран под руководством шейха ‘Абд ар-Рахмана аль-Мисри, затем изучал письменность и каллиграфию у шейха Махмуда аль-Куси. Позже его перевели в захиритскую школу, где он изучал единобожие (таухид) и арабский язык у шейха Рашида, известного, как Ибн Синан. После этого он обучался правилам чтения Корана (таджвид) у шейха чтецов аш-Шама – Ахмада аль-Халвани. Кроме того, у шейха Салима аль-‘Аттара он читал такие книги, как «Шарх Шузур аз-Захаб» Ибн ‘Акила, «Джам‘ аль-Джавами‘» имама ас-Субки и «Тафсир аль-Байдави», а также слушал его уроки по «ас-Сахиху» аль-Бухари, «аль-Муватте» Малика и «Масабих ас-Сунна». В 1301 году хиджры (в 1884 году по христианскому летоисчислению) шейх Салим аль‘Аттар дал Мухаммаду аль-Касими разрешение (иджаза [3]) на передачу хадисов, хотя тому еще не исполнилось и восемнадцати лет. Также среди учителей шейха аль-Касими были другие известные ученые. Например, шейхи Мухаммад аль-Хан и Хасан Джубайнах, более известный, как ад-Дусуки.

Вероубеждение (акыда) и путь (минхадж) шейха аль-Касими соответствовали вероубеждению и пути праведных предшественников из первых поколений мусульман. Он призывал к знанию, основанному на Коране и Пречистой Сунне, отказу от религиозных нововведений (бида’), очищению (тасфиййа) вероубеждения людей от чуждых идей и взглядов, привнесенных в Ислам на протяжении многих веков, возрождению величия мусульман через обращение к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника в соответствии с пониманием первых и наилучших поколений этой общины (умма), возвышению Шариата и его внедрению во все области общественной жизни. 

После того, как шейх аль-Касими стал крупным богословом, правительство поручило ему совершать поездки в города и деревни аш-Шама с целью обучения населения религии. Шейх выполнял возложенную на него миссию с 1308 по 1312 года хиджры (c 1890 по 1894 г.г. по христианскому летоисчислению). Затем он отправился в Египет, после чего посетил Медину. 

По возвращении в аш-Шам шейха аль-Касими ждало тяжелое испытание. Дело в том, что, следуя завещанию имамов-муджтахидов, он выступал против слепого подражания их мнениям (таклид) и фанатичной приверженности мазхабам, призывая к открытию «дверей иджтихада [4]» для тех, кто способен на это. При этом он часто ссылался на высказывания имамов Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и Ахмада, говоря: «Ознакомившийся с трудами этих четырех имамов, да будет милостив к ним Аллах, отвергнет слепое подражание (таклид), ибо они велели своим последователям заниматься иджтихадом, а не использовать их мнение в качестве шариатского довода». В своей книге «аль-Исти’нас» (стр. 44) шейх аль-Касими пишет: «Истина не заключена в словах какого-то одного ученого и в положениях какого-то одного мазхаба. Аллах оказал милость мусульманской общине (умма) посредством большого количества муджтахидов». Кроме того, шейх говорил: «Слепое подражание – это проказа, распространившаяся среди людей, и стремительно разлагающая их. Более того, это – укоренившаяся болезнь, общий паралич и полное сумасшествие, повергающее человека в бездействие и лень».

Враги шейха использовали эти высказывания в своих целях и обвинили его в создании нового мазхаба, которому они дали название “джамалитский мазхаб”. Власти аш-Шама поддались на эту гнусную клевету и арестовали шейха в 1313 году хиджры. Был учрежден специальный суд, который подверг имама и других ученых, разделявших его взгляды, допросу. Шейх аль-Касими доказал несостоятельность и беспочвенность выдвинутых против него обвинений, которые впоследствии были сняты. Спустя некоторое время власти освободили шейха. 

После этого он перестал активно участвовать в общественной жизни и уединился в собственном доме, сосредоточившись на писательской и преподавательской деятельности. Он давал уроки по толкованию Корана (тафсир), исламскому праву (фикх) и другим шариатским наукам. 

Шейх призывал своих учеников опираться на себя, а не на других людей, не превращать религию в средство заработка и не полагаться на тиранов и злодеев, потакая им в заблуждении из-за стремления к выгодам мирской жизни. В качестве примера он ссылался на Ибн Таймиййу, которому правитель предложил должность военного судьи с соблазнительным окладом, однако шейх аль-Ислам отказался от этой должности, боясь превратиться в ее раба и пленника. 

Необходимо отметить, что по свидетельству современников шейх аль-Касими обладал всеми похвальными качествами, которые свойственны исламским ученым. Его сердце было беспорочно, а душа и речи чисты. Он отличался богобоязненностью, кротостью, добрым отношением к людям, великодушием и щедростью, несмотря на свое скромное финансовое положение. Собеседники получали удовольствие от общения с ним, и его речь никогда не наскучивала. Каждую минуту своего времени он стремился провести с пользой.
Его сын, профессор Зафир аль-Касими писал об этой стороне жизни отца: «Широко известно, что он был чист языком и пером. Ни об одном из своих оппонентов он не отзывался плохо: ни на уроках, ни в общественных местах, ни на собраниях. Он был весьма сдержан, и у него был собственный, непревзойденный метод ведения дискуссии. Недруги очень часто приходили к нему в дом не для того, чтобы узнать что-то полезное, обратиться за разъяснением какого-нибудь вопроса или обсудить определенную тему. Нет, они приходили лишь для того, чтобы вызвать гнев и раздражение отца, однако он встречал их со всей широтой своей души и глубиной своих познаниий, в результате чего они покидали его дом, не только не добившись своей цели, но даже, наоборот, преисполнившись восхищением и уважением к нему».

Что касается научного наследия шейха, то оно весьма богато. Зафир аль-Касими в предисловии к книге «Кава‘ид ат-Тахдис» в главе, посвященной биографии своего отца, пишет: «Количество написанных им трудов приближается к ста. Самое старое из обнаруженных мной сочинений относится к 1299 году хиджры. Это сборник под названием «ас-Сафина», в котором отец собрал все самое занимательное, что было прочитано из литературы, этики, истории, поэзии и т.д. В то время ему было шестнадцать лет. После этого он никогда не переставал заниматься писательской деятельностью. Спустя годы люди стали поражаться, как у него хватило времени написать столько трудов, ведь он прожил всего сорок девять лет. Дело в том, что помимо написания книг, которые отличались серьезным научным исследованием, анализом мнений, изучением первоисточников, отец неустанно заботился о своей семье, состоявшей из жены и семерых детей, был имамом, под руководством которого ежедневно совершались пятикратные намазы, давал общие и специальные уроки, поддерживал родственные связи, совершал поездки в разные города, посещал друзей и был занят другими полезными делами». 

Доктор Наззар Абаза в жизнеописании шейха аль-Касими упомянул 113 его книг. Они состоят из трактатов, рукописей, многотомных трудов, а также небольших посланий. 
Вот лишь некоторые из них:

1. «Далаиль ат-Таухид» («Доказательства единобожия»);

2. «Диван Хутаб» («Поэтический сборник проповедей»);

3. «Аль-Фатава фи аль-Ислам» («Фетвы в Исламе»);

4. «Ан-Насаих ас-Сукканиййа» («Советы населению»);

5. «Шараф аль-Асбат» («Высокое положение внуков Пророка»);

6. «Ислах аль-Масаджид мин аль-Бида` ва аль-Аваид» («Очищение мечетей от религиозных нововведений и народных обычаев»);

7. «Та’тир аль-Мишамм фи Масар Димашк ва аш-Шам» (« Благоухание преданий о Дамаске и аш-Шаме», в 4 томах);

8. «Каваид ат-Тахдис мин Фунун Мусталах аль-Хадис» («Правила передачи хадисов, взятые из науки о терминологии хадисов»);

9. «Махасин ат-Тавил фи Тафсир аль-Куран аль-Кярим» («Толкование Священного Корана», в 17 томах);

10. «Мизан аль-Джарх ва ат-Та’диль» («Весы науки об отводе и подтверждении передатчиков хадисов»);

11. «Аль-Масх ‘аля аль-Джаурабайн» («Об обтирании носков при совершении малого омовения»).

Шейх аль-Касими умер в субботу вечером 23 числа месяца джумада аль-уля 1332 года хиджры (18 апреля 1914 года по христианскому летоисчислению) и был похоронен на кладбище «аль-Баб ас-Сагир» в Дамаске. Да простит его Всевышний Аллах и да пребудет над ним Его Милость!

[1] Более подробно о жизни шейха аль-Касими см. книгу Зафара аль-Касими «Джамалуддин и его эпоха», а также книгу аз-Зиркили «Аль-А`лям» (том 2, стр. 135, Дар аль-Ильм ли-ль Малаййин, 4-ое издание, 1979 г.).

[2] Аш-Шам - прежнее название территории, на которой сегодня расположены такие страны, как Сирия, Иордания, Палестина и Ливан

[3] Иджаза – устное или письменное разрешение на передачу хадисов. Иджаза дается только тем людям, которые добились значительных успехов в хадисоведческой науке, и которые могут с абсолютной точностью передавать содержание хадисов. 

[4] Иджтихад – право авторитетного знатока религии самостоятельно решать вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могут только лица, в совершенстве владеющие арабским языком, наизусть знающие Коран и его толкование, прекрасно знающие Сунну и комментарии к ней, и отвечающие целому ряду других требований. Человека, который имеет право заниматься иджтихадом, называют муджтахид.


Категория: Саляфы | Просмотров: 954 | Добавил: Абу_Мухаммад_Ас-Саляфи