Что
касается слова «ваххабизм», то это определение придумали многочисленные
противники призыва, пытаясь этим ввести в заблуждение людей. Они говорили, что
ваххабизм — это пятый мазхаб, отвергающий все другие мазхабы, чтобы это
отвращало неграмотных мусульман от призыва шейха. Противники призыва хотели
унизить шейха и его последователей, однако Аллах поступил с ними наоборот. Они
прилепили к призыву клеймо — «ваххабизм», так как часть имени шейха — Абд
аль-Ваххаб. Но это слово произошло от прекрасного имени Аллаха — аль-Ваххаб
(Дарующий). И никто в мире не имеет права оскорблять кого-то этим словом и с
этой целью использовать имя Всевышнего.
Хвала Аллаху, сегодня те, которых называют «ваххабитами» — это движение
в Исламе, которое объединяет людей, твёрдо следующих по дороге Пророка, да
благословит его Аллах и приветствует, придерживающихся Корана, Сунны и дороги
праведных халифов, основывающихся на ясных доказательствах, повелевающих
праведное и запрещающих прегрешения, выступающих против ереси и измышлений в
религии. Они являются сторонниками Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, его верных сподвижников и праведных учёных-улемов. КЛЕВЕТА,
ОБРАЩЁННАЯ В АДРЕС ШЕЙХА И ЕЁ ОПРОВЕРЖЕНИЕ К самым недостойным обвинениям в
адрес шейха относится то, что он, якобы, не любит и унижает посланника Аллаха
Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, что он со- здал пятый
мазхаб, отрицает дар Аллаха святым, считает всех мусульман неверующими и
разрешает проливать их кровь, и т. д.
Ответ на первое ложное обвинение Труды, написанные имамом ат-Тамими, к
которым относится и данная книга, доказывают, что он является одним из тех
людей своего времени, которые относились к посланнику Аллаха, да благословит
его Аллах и приветствует, с великой любовью, уважением и почтением. Сам имам
писал иракскому учёному Абдуррахману ас-Сувиди, отвечая на данную клевету:
«Удивительно, как принимает такое разум сознательного человека? Разве может
сказать подобное человек, будь он мусульманин или неверующий, разумный или
сумасшедший?» Сын имама ат-Тамими Абдулла писал: «Мы убеждены в том, что
степень посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является
самой высокой среди абсолютно всех творений, и что он в настоящее время живёт в
барзахе [1] жизнью, которая совершеннее, чем жизнь шахидов[2], о которой
упоминается в Коране. Посещение его [могилы] разрешается, однако отправляться в
путь можно только для посещения его мечети и совершения Намаза в ней, а если
вместе с этим есть намерение посетить его могилу, то и это допустимо. И кто
тратит своё время на благословление его, как он нас учил, тот достигнет счастья
в этом мире и в ином».
Вот истинные убеждения шейха и его последователей в отношении к Пророку
Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, самому лучшему из сынов
Адама, а кто приписывает им иное, тот является лжецом и клеветником. Ответ на
второе ложное обвинение Второе ложное обвинение возникло в связи с тем, что
имам ат-Тамими призывал к отказу от фанатичной приверженности мнениям и
суждениям какого-либо одного имама в случаях, когда они не основывались на
достоверных хадисах и не совпадали с истинной дорогой посланника Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует.
Имам ат-Тамими во всех вопросах обращался к Корану и достоверным
хадисам, даже если они не совпадали с мнениями некоторых мусульманских учёных.
К этому же призывали и сами имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и Ахмад, да
смилостивится над ними Аллах.
Абу Ханифа сказал: «Если я скажу что-либо, противоречащее Книге Аллаха
и высказываниям Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то вы не
принимайте это» («Аль-Иказ» аль-Филани, стр. 50). Малик сказал: «Я — человек; я и ошибаюсь, и говорю верно. Внимательно
прислушивайтесь к моим словам. Те из них, которые соответствуют Книге и Сунне,
принимайте, а не соответствующие им отвергайте» («Аль-Джами‘ Ибн Абд аль-Барра
2/32, «Усуль аль-Ахкама» Ибн Хазма 6/149). Это является единственно верным
путём, поскольку имамом всех мусульман является святой Пророк, да благословит
его Аллах и приветствует, а о тех, кто сознательно противоречит ему, Всевышний
сказал: «Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не постигла
их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Свет, 63).
Поэтому аш-Шафии сказал: «Тот, кто ясно познал Сунну Пророка, да
благословит его Аллах и приветствует, не будет ставить высказывания кого-либо
другого выше неё». Из этого видно, что шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб шёл по
дороге, указанной Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и не
противоречил праведным учёным. А те, кто обвиняет его в подобном, сами являются
малограмотными мусульманами, которые отвергают слова святого Пророка, да
благословит его Аллах и приветствует, предпочитая ему мнение своего имама, и
этим противореча наставлениям самих имамов. Ответ на третье ложное обвинение
Это обвинение в отрицании дарования Аллахом покровительства святым (карамат
аль-аулийа).
Необходимо сказать, что имам ат-Тамими не только не отрицал этого, но и
подтверждал это, хотя и с несколькими условиями. Во-первых, этот святой должен
быть истинным, а таковым является только праведный приверженец Корана и Сунны,
далёкий от нововведений и небылиц. Во-вторых, покровительство Аллаха
проявляется при жизни святого, а не после смерти. После смерти умерший сам
нуждается в молитве живых за него Аллаху, а не наоборот. Это — убеждения шейха
в отношении святых, и они совпадают с единым мнением приверженцев Сунны.
В одной из своих книг имам ат-Тамими писал: «Я признаю дарование
Аллахом покровительства святым и то, что открывается им, но они не имеют ничего
из права Всевышнего Аллаха[3] и от них нельзя просить то, на что способен
только Аллах». В одном из этих писем он писал: «Что касается высказываний
противников о том, что я считаю мусульман неверующими, основываясь на
предположениях и личном расположении, или что я считаю неверующими
невежественных мусульман, до которых не дошли доказательства, то это — великая
клевета, которая используется для того, чтобы отпугнуть людей от религии Аллаха
и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.»
В другом письме он писал в ответ на измышления одного из клеветников:
«Он вводит неграмотных в заблуждение, убеждая их в том, что Ибн Абд аль-Ваххаб
якобы говорит: “Кто не следует за мной, тот неверующий”. Мы говорим:
“Субханаллах! Это — великая клевета! Призываю в свидетели Аллаха, Знающего то,
что в наших сердцах. Тот, кто соблюдает таухид и отказывается от ширка и его
приверженцев, тот является мусульманином, когда и где бы он ни жил. Мы считаем
неверующими только тех, кто придаёт Аллаху сотоварищей в поклонении после того,
как ему доказана ложность ширка”».
Из всего этого становится очевидной непричастность шейха и его
последователей к подобным заявлениям, противоречащим истинной религии. Целью
всей жизни имама Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба было найти правильный путь,
наставить людей на него и отдалить их от ереси, ложных и порочных нововведений
в религии, губящих их приверженцев. Да смилостивится над ним Аллах и простит
его грехи!
[1] Барзах (от араб. «перешеек», «преграда)» — промежуточная жизнь
после смерти (в могиле) до дня Воскресения. Жить в могиле — не означает дышать,
есть, пить и пр. Эта жизнь не постижима человеческим разумом и отличается как
от жизни в этом мире, так и от вечной жизни после дня Суда.
[2] Шахид — павший на пути Аллаха. Самая высокая степень шахидов — это
погибшие в Джихаде (Священной войне для утверждения Слова Аллаха на Земле).
Всевышний сказал: «И не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мёртвыми.
Нет, живые! Они у своего Господа получают удел, радуясь тому, что даровал им
Аллах из Своей милости, и ликуя за тех, которые ещё не присоединились к ним,
что нет над ними страха и не будут они опечалены!» (Семейство Имрана, 169—170).
[3] Право Аллаха состоит в том, что все Его творения должны поклоняться
только Ему и не приобщать к Нему равных.